Алексей Макрушин. Что нам готовят «спецсчета» в ЖКХ?

SRO 19
By SRO 19 22 октября, 2018 09:00

Алексей Макрушин. Что нам готовят «спецсчета» в ЖКХ?

Законопроект Минэкономразвития «о спецсчетах» изначально задумывался для того, чтобы «инвесторы» не выводили из компании деньги, вместо того чтобы финансировать инвестиционные программы. Корни поручения по разработке этого закона растут из подробного разбора истории работы одного из концессионеров, которого попросили на выход после смены в регионе губернатора. Этот проект закона – уже третий подход к снаряду, давайте разберемся что в нем и как.

 

 

 

 

Алексей Макрушин, исполнительный директор Ассоциации “ЖКХ и городская среда”

 

Во-первых, законопроект говорит о том, что доходы, полученные от регулируемой деятельности, должны расходоваться на цели обеспечения производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг по регулируемым видам деятельности, причем в объеме, не меньшем, чем орган регулирования предусмотрел на реализацию инвестиционной программы, на обслуживание инфраструктуры и на оплату труда. Казалось бы, логично, но есть проблемы.

Исчезает понятие экономии расходов – потратить надо не меньше, чем заложено в тариф. Уже сейчас есть очень большие проблемы с признанием экономии, типичная реакция органа регулирования – «это не вы достигли экономии, а мы где-то учли вам лишние расходы». С принятием предлагаемой нормы проблема исчезнет, поскольку вообще непонятно, на каких расходах возможна экономия.

Исчезает возможность перебросить расходы с одной статьи на другую, с зарплаты на ремонты, например. Не очень ясны и последствия нарушений – если у организации случилось меньше аварий, чем запланировано, то деньги на ремонты надо вернуть? А если больше – то будут ли учтены в тарифах дополнительные расходы?

Из законопроекта ушла конкретика по части допустимых расходов – на что можно тратить деньги, а на что нельзя. Для прохождения согласований это хорошо, а для применения – не очень. Если, например, организация потратил деньги на спонсорство отраслевой конференции или на рекламу – это расходы по назначению или нет? Проблема в том, что все спорные вопросы будет разбирать не орган регулирования постфактум, а казначейство, еще до того, как уйдут счета на оплату. Сможет ли казначейство взять на себя функции органа регулирования и оценить обоснованность расходов? Не уверен.

Во-вторых, в случае, если организация получила предписание об устранении нарушений при исполнении инвестиционной программы, все ее доходы подлежат обособлению на специальном счете, открытом в территориальном органе Федерального казначейства не менее, чем на два года.

Надо ли говорить, что сделать предписание – раз плюнуть, у организаций ведутся сотни проектов, где-нибудь что-нибудь да найдется. Не важно даже, по чьей вине произошло нарушение (землю, например, вовремя не выделили). Так что, дорога в казначейство открыта для всех. Будут ли все организации-нарушители отправлены в казначейство? Должны. Потому что, если нарушение есть, а предписания нет, в глазах прокуратуры нарушителем становится уже сам орган регулирования.

У организации должен быть один счет. Здесь даже не проблема, вопрос – совсем недавно Правительство внесло в Думу законопроект «о перехвате управления», согласованный всеми министерствами, где говорится об обратном. Проблема даже не в очевидной коллизии, а в том, насколько разумно вообще расширять регулирование до такой степени, что мы начинаем определять, сколько счетов иметь организации.

Любые расходы из чистой прибыли будут требовать отчета перед органом регулирования. Это, как минимум, не удобно, тем более, когда ты в течение года расходуешь деньги, не всегда понятно, как у тебя сойдется баланс по итогу года.

Подобных замечаний к законопроекту много, но давайте перейдем к более важному вопросу – а справится ли казначейство с возложенными на него функциями? В Московской области, например, полторы тысячи регулируемых организаций по теплу и воде. Даже если инвестиционные программы есть всего у сотни из них, сможет ли казначейство в текущем режиме обслуживать эту сотню организаций? Например, банки, которые осуществляют сопровождение, пока технически способны отрабатывать лишь отдельные проекты, но не всю текущую деятельность водоканала – слишком много платежей. Казначейства, очевидно, не способны отработать такой поток платежей тем более. И определенно, эта работа будет стоить денег – все запланированные 2,4% роста тарифов запросто уйдут банкам, а не ресурсникам.

Самый очевидный способ вывода средств – субподряды. Банки при реализации инвестиционных проектов способны контролировать всю цепочку субподрядчиков до пятого колена, казначейства – нет. Да и закон не требует от них, например, контроля за субсубподрядчиками. В результате возникает огромного размера дыра, позволяющая выводить средства из компании через субподрядчиков. Кроме того, ни у банков, ни у казначейства нет возможности оценить обоснованность цены, по которой осуществляются закупка и привлекаются субподрядчики. Поэтому наличие казначейского сопровождения совершенно не заменяет контроля со стороны регулирующего органа.

И вот что получается – организации, управляющие государственной собственностью (в большинстве случаев), регулируемые государством, контролируемые бесконечным количеством надзоров, должны будут еще и расходовать средства через казначейство. В условиях такого регулирования, когда вся возможная прибыль ограничена то ли 5%, то ли 4% (по мнению ФАС), когда нет возможности заработать на экономии, когда тарифы растут на 3% меньше планируемой инфляции, какой инвестор захочет вкладывать средства в коммуналку?

К сожалению, получается, что законопроект очень затратный, на инвестиционный климат влияет негативно, а его эффективность неочевидна.

Теперь давайте вернемся к первоначальной задаче и разберемся, что можно было бы сделать с тем, что «инвестор» не инвестирует, а наоборот «выдаивает» организацию, выводя из нее деньги.

Вопрос первый – а где регулирующие-контролирующие органы и куда они смотрят? Все возможные полномочия по контролю у них есть. Если они коррумпированы, то здесь и дополнительная процедура не спасет… В любом случае, мы не видим результатов такого контроля – например, в базу данных ФАС не собирается информация о качестве услуг, информация о реализации инвестиционных и производственных программ обрывочна. Возможно, стоит оценить, как работает эта система и ее настроить?

Первым шагом на этом пути (сначала для крупных компаний) я бы ввел систему годовых отчетов, как это происходит в нормальных акционерных обществах. Чтобы до 1 апреля компания отчиталась о том, насколько выполнена инвестиционная программа, какие показатели надежности, качества и энергоэффективности достигнуты, какая достигнута экономия и какими были выпадающие доходы, какой была прибыль инвестора. Орган регулирования должен будет этот отчет согласовать. В рамках этой работы, при необходимости, и должны быть проведены все проверки. Очень важно, что величина той же экономии не завешивается на будущее, а фиксируется «по горячим следам». И здесь же должен быть закрыт вопрос о прибыли инвестора – нельзя растягивать его на годы, устраивая «разборы полетов» по делам давно минувших лет.

Вторым шагам может стать осуществление банковского, а не казначейского исполнения по крупным контрактам, связанным с расходованием государственных средств. В этом случае банк гарантирует, что любые нецелевые расходы, которые он пропустил, будут банком же и компенсированы (так работает, например, гособоронзаказ). Такую систему можно, для начала, внедрить при реализации нацпроектов, и далее, отладив ее работу, применять уже более широко. Отмечу, что банковское сопровождение крупных проектов не требует дополнительных расходов, поскольку финансируется за счет размещения в банке остатков на счетах по инвестиционному проекту.

Третьим шагом, необходимо в целом выстраивать единую учетную политику доходов и расходов, чтобы расходы различных организаций можно было легко сравнить и понять, какие из них эффективны, какие – нет. Без решения этой задачи невозможно запустить и методику «эталонных» тарифов.

Как-то так, давайте наводить порядок, не парализуя работу..

 

Фото: предоставлено автором

Источник  (вам понадобится vpn)

Телеграм-канал жкхинфо (@gkhinfo), публикующий посты А.Макрушина

 

 

Подборка материалов А.Макрушина на сайте ЕА здесь

 

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм-канале energoatlas

Новости о технологических изменениях и цифровизации – в телеграм-канале  Остров Шрёдингера

Присоединяйтесь к ЕА
на Facebook

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:

SRO 19
By SRO 19 22 октября, 2018 09:00
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

Свежие Новости

Избранное в Telegram