Арктика должна стать территорией особой экологической ответственности

Главный редактор
By Главный редактор Октябрь 16, 2018 14:56

Арктика должна стать территорией особой экологической ответственности

Активизация освоения Арктического региона ставит множество задач. В их числе – совмещение экономического развития и принципов охраны окружающей среды. Как обеспечить этот баланс? Должна ли Арктика стать пилотным регионом для тестирования новых моделей экологического регулирования либо принимать уже опробованные на Большой земле механизмы? Не получится ли так, что богатейшие запасы Арктики «развяжут руки» бизнесу, находящемуся на остальной территории России в более жестких условиях? Очевидно, что по этим вопросам необходимо уже сейчас искать консенсус бизнеса, власти и экспертного сообщества.

 

 

 

Воротников А.М., доцент РАНХиГС, эксперт Экспертного центра Проектного офиса развития Арктики, помощник члена Совета Федерации (город Москва), к.х.н.

 

 

 

 

 

Степанова М.В., главный редактор портала energoatlas.ru, к.э.н.

 

Освоение Арктического региона России идет полным ходом и не будет обойдено общенациональными целями и стратегическими задачами, которые были сформулированы в Послании Президента Федеральному собранию и соответствующем Указе. Среди них удвоение расходов на строительство и обустройство автомобильных дорог; рост к 2025 году грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн; реконструкция и расширение сети региональных аэропортов России; превращение России в ключевой логистический, транспортный узел планеты, один из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты больших данных; обновление отечественной тепло- и электроэнергетики, цифровизация систем, использование распределенной генерации; обеспечение к 2024 году повсеместного быстрого доступа в интернет, завершение строительства волоконно-оптических линий связи к населенным пунктам с численностью жителей более 250 человек, устойчивый доступ в интернет в небольших населенных пунктах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока через сеть российских спутников.

Развитие Арктики регламентируется Государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», начинается ее второй этап. Внедряются проектные методы управления, создаются новые пространственные институты развития – опорные зоны развития (ОЗР) и минерально-сырьевые центры (МСЦ). Стартуют крупные промышленные проекты – Жатайская судоверфь в Якутии, Павловское месторождение на Новой Земле, новый проект Новатек «АртикСПГ-2» на Ямале и т.д. Уже готовы к реализации крупные инфраструктурные проекты, такие как Северный широтный ход.

 

Экологические риски

Масштаб стоящих задач грозит серьезным вмешательством в экосистему Арктического региона и принципам устойчивого развития.

В то же время, в России воздействие производственного сектора на окружающую среду и вопросы отходов производства и потребления достигли предела, когда ситуацию нельзя больше игнорировать. Бизнес конкурирует на мировых рынках уже не только по величине себестоимости продукции (на которую влияет и доля энергозатрат), но и по величине экологического следа. Все это остро ставит вопрос разработки национального экологического и климатического регулирования.

Для арктических проектов важно «на берегу» определить их экологические режимы, не доводя ситуацию до необходимости ликвидации негативных последствий. антропогенной и индустриальной деятельности. Экологически ответственные решения, заложенные на уровне проектов, и эффективнее, и дешевле, чем любые действия пост-фактум.

При этом очевидно, что экологическое регулирование в АЗРФ должно быть основано на широком консенсусе бизнеса, власти и общества. Найдет свое применение в АЗРФ опыт проектов на материке по устойчивому развитию, энерго- и ресурсосбережению, экономике замкнутого цикла, использованию распределенной и возобновляемой энергетики и вторичных энергоресурсов, рециклинга, утилизации и переработки мусора, различные механизмы экологической ответственности, включение экологических последствий в расчеты ТЭО и проектное управление.

 

Опыт Большой земли

Целый ряд механизмов разрабатываются и внедряются сегодня в материковой части России – переход на наилучшие доступные технологии, реформа обращения с ТКО и промышленными отходами, стимулирование микрогенерации и формирование стандартов и технической документации на решения умной и распределенной энергетики и так далее.

Разработан национальный проект «Экология» в составе четырёх крупных блоков – «Воздух», «Вода», «Отходы» и «Биоразнообразие». Полным ходом идет внедрение наилучших доступных технологий (НДТ).

Для этой новой модели экологического регулирования уже создана практически вся необходимая законодательная и нормативная база, в т.ч. разработаны более 50 информационно-технических справочников по НДТ, определяющих параметры, минимально необходимые для получения комплексного экологического разрешения и продолжения деятельности предприятий.

Однако внедрение этих новшеств идет непросто, бизнес зачастую не готов принять на себя ответственность за экологические последствия своей деятельности. Тем более важно, как эта регуляторика будет применяться в Арктике, нет ли необходимости в их пересмотре и корректировке? Достаточно ли корректно описаны отрасли, все ли нужные отрасли попали под это регулирование? Необходим соответствующий анализ с учетом специфики арктического региона, и в данном случае материковые практики выступят пилотными по отношению к применению в Арктике.

Действительно, проекты в Арктике обладают собственной спецификой –дорогими логистическими решениями, сложнейшими климатическими условиями. Это не только влияет на применяемые технологии, но и требует дополнительной надежности, а также учета особых рисков, таких как риск негативного теплового воздействия на вечномерзлые грунты.

 

Арктика как регуляторная песочница

Очевидно, возможна и обратная ситуация, когда в целях обеспечения устойчивости именно в Арктике  будут приоритетно апробироваться модели, мало пока использующиеся на материковой части России, можно предложить, в частности:

  • механизм долгосрочных соглашений государства с предприятиями (регламентация их экологической ответственности как с точки зрения воздействия на окружающую среду, так и соответствующих инвестиций);
  • тестирование механизмов углеродного регулирования в условиях, когда в России до сих пор не разработана Стратегия низкоуглеродного развития, и не ратифицировано Парижское соглашение;

Смогут ли все участники процесса договориться о необходимости более продвинутого экологического регулирования?

 

Можно констатировать, что в арктических проектах уже сейчас необходима ревизия применяемых моделей и механизмов с точки зрения воздействия на среду. Здесь могут быть применены и новые механизмы взаимодействия, и доработаны уже действующие. Для прозрачности взаимопонимания  эти договоренности целесообразно оформить в виде некоего рамочного документа –  например, Арктического экологического стандарта, синхронизированного с разрабатываемым ЭЦ ПОРА «Полярным индексом», чтобы уже в ближайшие годы перейти к реализации конкретных проектов с предвшитой особой, арктической экологической ответственностью.

 

Материалы по тематике Арктики на ЕА здесь

По экологии

По НДТ

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм-канале energoatlas

Новости о технологических изменениях и цифровизации – в телеграм-канале  Остров Шрёдингера

Присоединяйтесь к ЕА
на Facebook

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:

Главный редактор
By Главный редактор Октябрь 16, 2018 14:56
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram