Яков Щелоков. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 4, 2018 00:58

Яков Щелоков. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке

Продолжаем публиковать экспертные мнения по вопросу отмены обязательных энергетических обследований.

 

 

 

Яков Щелоков, колумнист ЕА, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП

 

Посмотрим, как определяет новая редакция закона (федеральный закон от 19.07.2018 № 221-ФЗ, статья 1, п. 5) место энергетических обследований в системе контроля за эффективностью работы энергоустановок. Для начала уточним, каких установок? Согласно ПТЭ тепловых энергоустановок [1], в разделе 2.6, утверждается: «все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью установления сроков и условий их эксплуатации» и т.д.; а также выявления потерь ТЭР; составления тепловых балансов. Это, по сути, то же самое, что и энергетическое обследование. Но все технические освидетельствования проводятся в сроки, установленные Правилами [1] или нормативно-техническими документами завода-изготовителя.

Обратимся к многострадальному федеральному закону от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ:

Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Получается, энергетическое обследование добровольное, а техническое освидетельствование «проводится в сроки, установленные Правилами [1]» и многочисленными другими нормативными документами. Техническое освидетельствование — экспертиза различных технических объектов специалистами. Сюда же [1, п.2.6.5] относятся любые теплотехнические испытания, которые могут выполняться специализированными организациями по методикам, которые должны согласованы в органах Госэнергонадзора.

Таким образом, любое добровольное энергетическое обследование превращается в обязательное техническое освидетельствование, если оно проводится по методике, согласованной в органах Госэнергонадзора. Наша практика свидетельствует о том, что необходимо дать официальные разъяснения о порядке перехода энергетических обследований в формат технических освидетельствований. А что делать с документами заводов – изготовителей? Это остается заботой этих самых заводов.

Теперь посмотрим, насколько все это согласуется с мировой практикой. Обратимся к Директиве 2006/32/ЕС [2]. В ней перечислены тридцать три причины, определяющие необходимость улучшения конечного использования энергии, управления спросом на энергию и производства возобновляемой энергии. Вызвано это тем, что спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии является ограниченным и практически выражается: либо в бесконечном строительстве новых мощностей; либо в оптимизации системы передачи и распределения энергии.

Что касается принципов эффективного конечного использования сетевой энергии, то необходимо устранять неоправданные стимулы по увеличению объемов, цен, т.к. это, в первую очередь, приводит к росту тарифов. Кроме того, в Директиве [2] есть статья 12 «Энергетический аудит», где однозначно предписано всем «государствам – членам ЕС обеспечивать наличие эффективных, высококачественных схем энергоаудита, предназначенных для определения потенциальных мер по повышению энергетической эффективности. Эти энергоаудиты проводятся независимым способом у ВСЕХ конечных потребителей, включая малые домохозяйства, коммерческие структуры, а также малых и средних промышленных потребителей».

А в России на бытовом уровне, в основном, используется именно сетевая тепловая и электрическая энергия, где самые высокие косвенные эффекты [3]. Как и должно быть по аналогии с этой Директивой [2] в РФ ввели в 2012г. «Правила организации теплоснабжения», утверждённые постановлением Правительства РФ от 08.08.2012. Однако в них полностью отсутствуют приведенные из мировой практики принципы энергетического аудита и конечного использования энергии. Полностью проигнорированы! Почему?

Кроме того, в 2015 г. Бундестаг ФРГ принял Закон Energy Services (EDL-G), который в обновленной формулировке вводит обязательства провести энергетический аудит. Это правило распространяется на все компании, которые не относятся к малым и средним предприятиям. Энергоаудит проводится в соответствии с требованиями германского промышленного стандарта DIN EN 16247 и должен быть выполнен, если не проводился ранее, до 05.12.2015, и затем, по крайней мере, каждые 4 года. В России тренд противоположный – не прошло и три года, как у нас ликвидировали какую-либо обязательность энергоаудитов.

 

Вместо итогов

Распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года N 703-р утвержден очередной комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ. В нем рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ организовать работу по повышению энергоэффективности экономики в регионах. Соответствующие методические рекомендации поручено разработать Минэкономразвития России. Мероприятия этого плана направлены на обеспечение модернизации основных фондов, на увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем до 1,5 процента в год, а также на обеспечение сокращения технологического отставания Российской Федерации от ведущих стран. Насколько это актуально? Только один пример из этого же Распоряжения. Удельный расход топлива при производстве тепловой энергии в 2016 г. равен 245,05 кг/Гкал. По данным 1985 г., этот показатель был равен 175 кгут/Гкал [4, стр.95], т.е. отрицательный рост 40%. Этот отрицательный рост отражается в том, что сейчас население за отопление платит до четырех раз больше, чем за электроэнергию.

При такой энергетической политике [5] реально ли нам вернутся по удельному расходу топлива при производстве тепловой энергии в 1985 год?

 

Список литературы

  1. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. СПб.: Изд. ДЕАН, 2003. 256 с.
  2. Директива 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета от 05.04.2006 г. «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах»
  3. Башмаков И. Российский ресурс энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды//Вопросы экономики. 2009. № 2. С.71-89.
  4. Сальников А.Х., Шевченко Л.А. Нормирование и потребление ТЭР. М.: Энергоатомиздат. 1986. 240 с.
  5. Щелоков Я.М. Энергетика России: вопросы энергоэффективности и политики// Энергосбережение. 2017. № 1. С. 28-32.

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм-канале energoatlas

Новости о технологических изменениях и цифровизации – в  телеграм-канале “Остров Шрёдингера”

Присоединяйтесь к ЕА
на Facebook

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 4, 2018 00:58
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram