Виктор Семенов (Ростепло) о механизме конкурсов для ДПМ2

Главный редактор
By Главный редактор Август 9, 2018 12:02

Виктор Семенов (Ростепло) о механизме конкурсов для ДПМ2

В свежем номере электронного журнала “Энергосовет” опубликован ряд материалов о модернизации тепловой энергетики, представляющих точку зрения, альтернативную Минэнерго России. В значительной части они являются результатом работы ПРЭН-клуба, организованного с участием ряда активных и признанных экспертов отрасли.

Приводим ниже одну из статей – Виктор Германович Семенов о конкурсе по модернизации тепловой генерации. Далее цитируемый текст.

 

Поручениями Президента от 14 ноября 2017 года поставлена задача формирования механизмов привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики, при обращении особого внимания на необходимость:

а) обеспечения сдерживания роста тарифов на электроэнергию на уровне не выше инфляции;

б) строительства удаленных объектов электроэнергетики;

в) развития электросетевого хозяйства;

г) обеспечения модернизации атомной энергетики;

д) развития возобновляемых источников энергии.

Фактически задача сводится к обеспечению развития электроэнергетики за счет внутренних ресурсов, так как продажа государственных активов не предусматривается, а привлечение инвестиций подразумевает наличие источника для их возврата.

Минэнерго России рассматривает темпы роста потребления электроэнергии в целом по стране в 0,5% в год, что соответствует 8% роста до 2035 года. При ограниченной доходной части, рынок электроэнергии уже перегружен нерыночными финансовыми затратами включая Кавказ, Калининградскую область, Крым, Дальний Восток, ДПМ, ДПМ ВИЭ, переработку мусора, специальные договора ГЭС-АЭС, “вынужденную генерацию”, сетевое строительство под нерентабельные проекты и т.д. Это привело к снижению цены КОМ и недостатку средств у энергокомпаний даже на необходимое поддержание ресурса основного оборудования ТЭЦ.

Для модернизации генерации предлагается рассматривать только денежный поток, освобождающийся после завершения выплат по ДПМ. Предлагаемая модель финансирования имеет существенные изъяны:

  1. Не учитываются возможности снижения общесистемных издержек при повышении эффективности генерации (снижение затрат на топливо в том числе за счет ликвидации конденсационной выработки на ТЭЦ, ликвидация “вынужденной” генерации, повышение маневренности, уменьшение объемов электросетевого строительства, увеличение резервов мощности за счет сокращения вынужденных ремонтов, эффекты в теплоснабжении и т.д.) с направлением дополнительных средств на модернизацию.

Учет всех факторов может выявить проекты, эффект от которых даже превысит затраты.

  1. Из рассматриваемых 3,4 трлн руб. предварительно запланировано выделить (без конкурса) на строительство 11 блоков АЭС 945 млрд руб. Все строительство АЭС сконцентрировано в Европейской части страны. Это приведет к недостатку регулировочного диапазона и затратам на решение этой проблемы, а также на строительство электрических сетей.

Для справки: свободный денежный поток (доходы минус расходы, налоги и инвестиции) дивизиона «Электрогенерация» Росатома в 2016 году составил 113,7 млрд руб. при реализации 196,4 млрд кВт.ч., что соответствует 0,58 руб. на 1 кВт.ч (итог маржинального ценообразования).

400 млрд руб. предварительно запланированы на поддержку ВИЭ, что еще более обострит проблему регулировочного диапазона и повысит общесистемную себестоимость электроэнергии.

Оставшихся средств (менее 2,1 трлн руб. в том числе 780 млрд на увеличение цены КОМ и 1,3 млрд на конкурс по модернизации) недостаточно для качественной модернизации озвученных 140 ГВт мощности. За 15 млн руб. на 1 МВт мощности можно только выполнить недорогие мероприятия по продлению ресурса, тем более эту цифру необходимо ополовинить, при учете выплаты банковских процентов.

  1. Проведение конкурса по критериям минимальной цены противоречит самой идее разделения средств на модернизацию. Конкурс отберет дешевые проекты, а для реализации дорогих, средств от оплаты мощности не хватит.
  2. Использование коэффициента включенности в качестве условия допуска к конкурсу приводит к отсечению от него основного оборудования ТЭЦ, работающих по тепловому графику.

По предложенной процедуре конкурса средства не достанутся ТЭЦ с самым плохим состоянием оборудования, так как удельные затраты на его модернизацию велики (малая единичная мощность, большой износ). В то же время, эффекты от модернизации этих станций могут быть самыми большими при максимальных финансовых потерях от вывода из эксплуатации.

Скорее всего, большая часть проектов будет отобрана для ГРЭС.

  1. Электростанции строились под экономику пятидесятилетней давности. Несоответствие характеристик основного оборудования ТЭЦ сегодняшним графикам потребления электроэнергии и тепла приходится компенсировать дорогим электросетевым строительством. Сохранение существующего профиля оборудования для несбалансированных станций неразумно.
  2. Энергокомпании, при подаче на конкурс “дорогих” проектов с дополнительным собственным финансированием, несут существенные риски чрезмерной закредитованности, непредсказуемости цен и доходов, требований надзорных органов по приведению зданий к современным требованиям и т.д.

На конкурсе могут появиться проекты “покраски кожухов” оборудования, которое и так фактически проработает 15 лет.

  1. Самые проблемные ТЭЦ необходимых средств на модернизацию не получат и будут выведены из эксплуатации, что потребует значительных компенсационных затрат на строительство котельных и электрических сетей.

Без модернизации проблемных ТЭЦ за 15 лет может быть выведена существенно большая мощность чем озвучиваемые 15 ГВт. Также надо учитывать проблему дорогого капитального ремонта уже имеющихся импортных газовых турбин (вплоть до вывода из эксплуатации турбин малой мощности).

Эти факторы могут привести к дефициту мощности, так как уже сегодня Системный оператор озвучивает наличие реального резерва при похолоданиях в 6,4 ГВт. (с учетом наличия недопустимого к снижению резерва в 15 ГВт).

Условиями конкурса не предусматривается территориальная привязка объемов модернизации, что провоцирует быстрое появление локальных дефицитов.

Сегодня вышеперечисленные риски даже не оцениваются, что может привести к их овеществлению в самое ближайшее время с лихорадочным поиском средств на нейтрализацию, в том числе путем замены объектов модернизации.

Предлагаемая процедура конкурса приведет к реализации проектов восстановление ресурса оборудования без улучшения его характеристик и к недостижению эффектов снижения общесистемных издержек, а также к чрезмерным затратам на электросетевое строительство в целях обеспечения мощностью новых потребителей в центрах нагрузок (в сравнении с развитием ТЭЦ).

Фактически условиями конкурса предлагается ввести механизм перекрестного субсидирования проектов продления ресурса более-менее благополучной генерации за счет неблагополучной. Проблема в том, что последней весьма быстро может не остаться.

 

Предложения по подготовке и условиям конкурса

Каждый человек при покупке автомобиля или квартиры решает сложную оптимизационную задачу, включающую направления использования; стоимость жизненного цикла (приведенную к году эксплуатации); финансовые возможности на момент покупки; потребительские качества; безопасность. Процедуру отбора проектов в энергетике на триллионы рублей также нельзя упрощать.

Комплекс задач, которые необходимо решить в процессе модернизации:

  • обеспечение развития экономики (цены, доступность, надежность);
  • получение максимума эффектов и выполнение максимума работ за освобождающиеся средства;
  • обеспечение эффективного функционирования энергетики на долгосрочную перспективу (предотвращение коллапса через 15-20 лет);
  • загрузка отечественных предприятий.

Решение о перекрестном субсидировании проектов должно иметь существенные обоснования, понятные участникам рынка и потребителям. За рубежом подобные механизмы применяются только для проектов ВИЭ, то есть для решения политической задачи обеспечения энергонезависимости от стран поставщиков углеводородов. Для России такой проблемы не существует и целью введения «перекрестки» может быть только решение вышеперечисленных задач. Причем введение «перекрестки» между генераторами не позволит добиться консолидации средств от общесистемных эффектов и достижения самих эффектов.

 

Этапы решения задачи модернизации:

  1. Определить, что требуется обобщенному потребителю
  • где требуется дополнительная мощность;
  • конкурентный тариф;
  • конкурентная стоимость подключения.
  1. Определить, что требуется для энергосистемы страны с учетом тенденций в крупных узлах нагрузки:
  • регулировочный диапазон;
  • предотвращение излишнего строительства сетей;
  • надежность и качество электро- и теплоснабжения.
  1. Конструирование необходимой перспективной генерации включая базовую, пиковую и сезонную и определение требований к ней (маневренность, ограничения по отключениям, топливо, приведенная стоимость жизненного цикла и т.д.).
  2. Расчет объема средств необходимого энергокомпаниям для реализации проектов сверх доходов действующего рынка (ОРЭМ).
  3. Расчет потенциального объема средств, которые можно отправить на реконструкцию и новое строительство генерации с учетом:
  • распределения маржинальной прибыли;
  • снижения цены замыкающего источника;
  • эффектов на электростанциях (снижение расхода топлива);
  • эффектов в системе (снижение объемов сетевого строительства, ликвидация и предотвращение дефицитов, экология);
  • снижения стоимости подключения;
  • предотвращения вынужденных затрат (замещение выбывающих источников);
  • целевых бюджетные программ.
  1. Разработка условий конкурсов, учитывающих системные эффекты.
  2. Разработка типовых технических решений с приоритетом отечественного оборудования.

Необходимость конкурса на модернизацию определяется тем, что в процедурах КОМ нельзя учесть общесистемные эффекты. А в общесистемном конкурсе могут конкурировать любые проекты развития электроэнергетики и даже теплоснабжения (например, подключения нагрузки к ТЭЦ) по эффективности инвестиций – максимальный финансовый эффект на вложенный рубль. Эффекты должны рассчитываться по единой методике с учетом востребованности их в конкретном узле нагрузки.

Для генерации конкурс может проводиться по стоимости жизненного цикла, приведенной к одному году эксплуатации, с отнесенными к нему же системными эффектами и с учетом возможности работы на резервном топливе, а также в “островном” режиме. Конкурс необходимо проводить раздельно для базовой, пиковой и резервной (для прохождения сезонных пиков) генерации.

Так как в реальности торопиться никуда не нужно, можно затвердить Постановлением Правительства «О модернизации объектов тепловой энергетики» основные принципы конкурсного отбора, процедурные решения, сумму средств, направляемых на увеличение цены КОМ (с инвестиционными обязательствами энергокомпаний, обеспечивающими поддержание ресурса) и минимальный объем средств на модернизацию через конкурс.

При необходимости ускорения первого этапа модернизации можно ограничится конкурсом по проектам модернизации станций, либо работающих в вынужденном режиме, либо существенно убыточных, но необходимых для обеспечения электрической и/или тепловой нагрузки. Эффекты от модернизации этих станций будут априори максимальны, соответственно, количество учитываемых эффектов можно сократить.

 

Источник

Следующие статьи ПРЭН-клуба:

Критерии выбора проектов для модернизации ТЭЦ от экспертов отрасли

Георгий Кутовой: Электроэнергетика может и должна стать локомотивом реального сектора экономики

 

 

На фото – Омская ТЭЦ.

 

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

Главный редактор
By Главный редактор Август 9, 2018 12:02
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram