Либерализация обращения криптовалют по-белорусски

Главный редактор
By Главный редактор Март 25, 2018 17:04

Либерализация обращения криптовалют по-белорусски

Через три дня, 28 марта 2018 года в Беларуси вступает в силу декрет №8 “О развитии цифровой экономики”. Подписанный Президентом документ создает беспрецедентные условия для работы компаний в “Белорусской Силиконовой Долине” – Парке высоких технологий (ПВТ) – и регулирует операции с цифровыми знаками. Кроме того, он формирует условия для проведения ICO, использования криптовалюты и внедрения смарт-контрактов, что делает Беларусь первой в мире юрисдикцией с комплексным правовым регулированием бизнесов на основе технологии блокчейн.

Напомним, декрет не предполагает никаких ограничений и специальных требований к операциям по созданию, размещению, хранению, отчуждению, обмену токенов, а также деятельности операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалют.

Это, пожалуй, одна из самых либеральных моделей. Как же предполагается осуществлять государственный контроль? Нацбанк Беларуси издал дополненную инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, дополнив ее регламентацией операций с токенами.

Президентский Декрет разрешил резидентам ПВТ проводить операции с токенами, для этого в парке будут работать операторы криптоплатформ и операторы обмена криптовалют, и все операции покупки и отчуждения токенов физическими и юридическими лицами, даже нерезидентами ПВТ, будут проходить через них.

Резиденты ПВТ, работающие с токенами, получат текущие расчетные счета в банках страны. И Нацбанк уже знает, как будет эту деятельность регулировать, как выявлять подозрительные операции, в т.ч. связанные с финансированием терроризма.

Здесь на помощь приходят международные стандарты FATF (неправительственная организация – держатель мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе стандартов по криптовалютам).

Банки должны определенным образом производить идентификацию клиентов, мониторинг операций, направлять сообщения в Департамент финансового мониторинга, проверять подозрительных лиц по специализированным спискам. Сейчас в документе 45 признаков подозрительности финансовых операций (перечисление средств в офшорную зону, отсутствие у операции явного экономического смысла, необоснованное увеличение оборотов по текущему счету клиента и так далее).

В связи с цифровизацией и оборотом токенов появились новые признаки подозрительности:

  • осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем 24 500 белорусский рублей, если это не обусловлено характером деятельности клиента или отсутствует источник происхождения денежных средств
  • осуществление клиентом финансовой операции в размере, близком по значению или превышающем ту же сумму, если контрагенты – нерезиденты, и без участия резидента ПВТ.

Сами банки не будут работать с криптовалютами, а лишь проводить денежные расчеты за их приобретение либо продажу. Операции с фиатными деньгами, связанные с криптовалютой, тоже не являются априори высокорисковыми, если резидент ПВТ имеет разрешение на проведение таких операций.

Кроме того, в развитие Декрета о цифровой экономике Министерство финансов Беларуси разработало Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности “Цифровые знаки (токены)”.

Стандарт определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о цифровых знаках (токенах) и обязательствах, возникающих при размещении собственных токенов перед владельцами этих токенов, в организациях (за исключением Национального банка, банков, Банка развития, НКФО, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций).

Минфин постановил, что полученные организацией токены принимаются к бухгалтерскому учету в зависимости от способа их получения и предполагаемого назначения:

  • цифровые знаки, приобретенные для осуществления удостоверяемых токенами прав – по дебету счетов “Долгосрочные финансовые вложения” (если срок их обращения превышает 12 месяцев с даты размещения), “Краткосрочные финансовые вложения” (если срок обращения не превышает 12 месяцев с даты их размещения) и кредиту счетов “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, “Прочие доходы и расходы”.
  • если токены приобретены для последующей реализации – по дебету счета “Товары” и кредиту счетов “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, “Доходы и расходы по текущей деятельности”
  • токены, которые были добыты в результате майнинга, или полученные в качестве вознаграждения за верификацию совершения операций в реестре блоков транзакций (блокчейне) принимаются к бухучету по дебету счета “Готовая продукция” и кредиту счета “Основное производство”
  • собственные токены, созданные организацией для размещения, к бухгалтерскому учету организации не принимаются.

Минфин также определил подходы к оценке стоимости токенов.

Кроме того, внесением изменений в стандарты индивидуальной и консолидированной бухгалтерской отчетности определено, что раскрытию в примечаниях к бухотчетности организации, работающей с токенами, подлежит информация о составе токенов по их видам и первоначальная стоимость на конец предыдущего года и отчетного периода.

Использованы материалы belta.by

 

IT сектор Беларуси – от преференций к цифровой стране

Главный редактор
By Главный редактор Март 25, 2018 17:04
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram