Обсуждаем профессиональный стандарт 16.108 «Электромонтажник»

Главный редактор
By Главный редактор Март 22, 2018 09:24

Обсуждаем профессиональный стандарт 16.108 «Электромонтажник»

Энергоатлас продолжает серию публикаций о проблемах реформы среднего профессионального образования в России.  На этот раз нашего колумниста ситуация явно задела.

 

Владимир Закускин, Советник Генерального директора, Группа компаний ИЭК, член Промышленного Совета Союза ВорлдСкиллс Россия (Группа компаний ИЭК — ассоциированный партнер Союза Ворлдскиллз Россия, начиная с 2014 г. ведет и развивает компетенцию «Электромонтаж»)

Ремарка автора: все изложенное – мнение автора статьи, каждый волен соглашаться с ним или нет.

 

Предыстория

Впервые я столкнулся с проектом профессионального стандарта 16.108 в 2016 году, когда меня попросили написать рецензию.

Это заняло несколько дней, и на 85 страниц текста получилось тогда более 60 замечаний. На этом мой контакт с разработчиками (АС “Северо-Западный межрегиональный центр АВОК” и ООО “ПетроТеплоПрибор”, г. Санкт-Петербург) закончился.

Позже, в феврале-марте 2017 г. мы увидели уже утвержденный профстандарт, и ни одной правки по сравнению с проектом 2016 г. в тексте не содержалось. Я специально поинтересовался у коллег, причастных к кадровым службам и подготовке электромонтажников – никто из моих знакомых не участвовал в обсуждении этого текста.

Вопросы по содержанию этого профстандарта в течение 2017 года поднимались на разных мероприятиях, но ни разу не получили ответов.

 

Новый раунд

В конце 2017 года обсуждение возобновилось. С одной стороны – эксперты Союза «Молодые профессионалы (ВорлдСкиллс Россия)» по компетенции электромонтаж, с другой – разработчики текста в лице г-на Крумера Р.Г., директора НП проектировщиков “Инженерные системы — проект”, члена НОПРИЗ в СЗФО.

Со стороны экспертов поступают дельные замечания, однако другая сторона ушла в глухую защиту и демонстрирует полное неприятие документов WorldSkills, категорическое нежелание вникать в суть пожеланий и замечаний. Например, на пожелание включить в профстандарт трудовые функции в части «Организация рабочего места для максимально эффективной работы» и «Поддержание рабочего места в надлежащем состоянии» следует ответ:

  • у электромонтажников различных специальностей и уровня квалификации рабочее место как таковое в большинстве случаев отсутствует;
  • тем не менее если вводить предлагаемые ТФ, то их необходимо вводить во все ОТФ (рабочее место, рабочая область и т.п.), что неоправданно увеличит объем профстандарта.

Возникают вопросы. Неужели электромонтажники работают «на коленке»? Может быть, в возглавляемой г-ном Крумером организации так и происходит, но у нормальных электромонтажников обязательно есть рабочее место, пусть даже временное. Из второго ответа следует, что разработчики профстандарта в первую очередь заинтересованы в объеме документа, а не в его работоспособности?

Полный текст переписки экспертов и г-на Крумера можно посмотреть на форуме экспертов (forum-worldskills.ru), для этого необходимо зарегистрироваться.

 

Замечания

Официальный документ находится по ссылке.

Первое впечатление от текста – сделана попытка написать небольшой по объему универсальный документ. Для этого взяли предыдущие профстандарты, которые попались под руку, «методом тыка» (извините за жаргон) надергали пункты и сложили в нечто, что уместилось на 85 страницах.

Профстандарт называется скромно «Электромонтажник». Общие сведения: «Монтаж электрического оборудования».

Сразу возникают вопросы. Электромонтажник чего? Какого оборудования? В каком диапазоне напряжений? Чуть ниже сделана попытка расшифровки: «Основная цель вида профессиональной деятельности: «Электрификация объектов капитального строительства и судов».

А почему судов? Почему не авиационное или космическое оборудование? Там тоже есть электромонтажники… Где подземные и многие-многие другие электромонтажники?

Следующий пункт: «Группа занятий». В ней вызывают вопросы два пункта:

  1. 8212 Сборщики электрического и электронного оборудования. Откроем Общероссийский классификатор занятости

«Сборщики электрического и электронного оборудования собирают или переделывают компоненты электрического, электромеханического и электронного оборудования в точном соответствии с технологическим процессом»

  1. 7422 Монтажники и ремонтники по обслуживанию ИКТ и устройств связи.

«Монтажники и ремонтники по обслуживанию ИКТ и устройств связи монтируют, ремонтируют и осуществляют техническое обслуживание телекоммуникационного оборудования, оборудования для передачи данных, кабелей, антенн и кабельных каналов, а также ремонтируют, устанавливают и осуществляют техническое обслуживание компьютеров»

Так какое отношение эти обязанности имеют к электромонтажу? А где электрики, электромеханики и другие по промышленному оборудованию?

Следующая таблица «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)».

Чтобы не перегружать статью, не буду расписывать замечания к каждому конкретному ее пункту. Но в целом из 18 обобщенных трудовых функций можно безболезненно удалить совсем или частично 10 -12 (или заменить их другими, более подходящими). Они относятся к судовому оборудованию, аккумуляторам, электронным блокам и оборудованию сигнализации, блокировки, централизованного управления на железнодорожном транспорте и наземных линиях метро. И не имеют никакого отношения к электромонтажу в капитальном строительстве.

В соответствии со столбцом «Трудовые функции. Наименование» предполагается, что электромонтажник должен изучать устаревшие технологии и оборудование. Про новые технологии электромонтажа и современное оборудование не сказано ни слова. Часть трудовых функций и устройств относится к электромонтажу в диапазоне напряжений от 6 КВ и выше.

На этом предлагаю остановиться – дальнейшие таблицы профстандарта – это более детальное изложение вышеприведенного материала. Внимательный читатель, имеющий отношение к электромонтажу, найдет в них еще очень много неточностей и несоответствий.

 

Заключение

  1. Предложенный профессиональный стандарт 16.108 «Электромонтажник» представляет собой сжатый документ с претензией на универсальность. Попытка не удалась. Да и не могла получиться. По многим причинам, в том числе, из-за специфики электромонтажа в разных сферах, чего не понимают разработчики текста.
  2. Ни слова нет про современные устройства – частотнорегулирумый привод, устройства плавного пуска, программируемые логические реле и контроллеры. Кстати, г-н Крумер считает, что электромонтажник не должен программировать, что очень удивительно, особенно, если посмотреть страничку «Услуги» сайта ООО «ПетроТеплоПрибор», которую Роман Григорьевич возглавляет.
  3. Почему-то г-н Крумер считает, что современный электромонтажник может читать электрические схемы и монтажные чертежи, знать условные обозначения, но не может сам рисовать чертежи. Странно. Никто не говорит, что рабочий должен проектировать и согласовывать с Госорганами, например, систему электроснабжения какого-то большого объекта. Но рисовать однолинейные схемы современный электромонтажник вполне способен.
  4. С точки зрения учебной организации: длительность обучения на базе 9 класса составляет 3 – 4 года (4320 – 5760 часов). Из них только 30% времени относится к изучению профессиональных модулей (1296 – 1728 часов). За это время необходимо научить студента электромонтажным и слесарным работам, паять, разделывать и прокладывать кабель, собирать электронные блоки и т. д., и т. д… Да, еще основам электротехники, материаловедения и др. Кстати, материально-техническую базу для этого тоже нужно иметь.

И что в результате? А получим мы с вами очередного «специалиста», который устроится на работу и будет доучиваться до нужной квалификации. А работодатель, который принял этого выпускника, больше в такое учебное заведение не придет.

  1. В соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, любой проект должен быть выложен в свободном доступе и пройти общественное обсуждение. Я потратил время на поиски в сети Интернет, задавал вопросы об этой процедуре. Но так и не нашел следов. Может быть не так настойчиво искал или не у тех спрашивал? А может быть, этих процедур и не было?
  2. И последнее – по-моему, в погоне за количеством утвержденных профстандартов, Министерство труда и социальной защиты РФ теряет в качестве и привлекает к разработке документов любые организации, не считаясь с тем, что они могут и не иметь отношения к профессиональной деятельности по выбранному направлению. На ум приходят слова И. А. Крылова:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета».

По-моему, они точно описывают ситуация с профстандартом «Электромонтажник».

Главный редактор
By Главный редактор Март 22, 2018 09:24
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram