Электротранспорт на просторах России. Быть или не быть?

Главный редактор
By Главный редактор Февраль 5, 2018 14:54

Электротранспорт на просторах России. Быть или не быть?

Олеся Рожкова, обозреватель

Начавшийся в 2000-х интерес к электромобилям не думает затихать. Транспортное средство с аккумулятором вместо бензобака постепенно будет превращаться в доминирующего участника трассы. Такой сценарий развития весьма вероятен не только за рубежом, но и  в России, где уже тестируют электротранспорт и готовят соответствующую инфраструктуру.

По данным исследования Bloomberg New Energy Finance , в третьем квартале 2017 года в мире было продано 287 тыс. электромобилей. Безусловно, абсолютные показатели пока достаточно скромны, но относительные действительно впечатляют. По сравнению с тем же кварталом 2016 года, рост продаж составил 63%. Таким образом, планы ряда европейских стран полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже не выглядят фантастическими.

Подобный рост популярности электротранспорта обусловлен множеством важных факторов.

 

Проблемы современных городов

Экология. Прежде всего, следует назвать экологическую обстановку в современных городах, причём в первую очередь винить в этом стоит огромное число автомобилей, производящих опасные для здоровья человека выбросы.

Согласно результатам исследования, проведённого в 2016 году специалистами Магнитогорского государственного технического университета им.Г.И. Носова в рамках международного образовательного проекта TEMPUS EcoBRU, в России автотранспорт за год выбрасывает в атмосферу 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 тыс. т бензапирена и 5 тыс. т свинца. Автомобиль сегодня – лидер по нанесению ущерба окружающей среде. На его долю приходится 95% загрязнения воздуха и 49,5% шума.

Шум. Шум – новый бич мегаполисов. Вдоль автомагистралей устанавливаются шумоизолирующие экраны, внешний вид которых часто сложно назвать эстетически привлекательным. Но лучшего решения пока не придумали, поэтому городские власти повсеместно используют этот способ защиты граждан от лишних децибел.

Шумоизолирующие экраны стали частью архитектуры мегаполисов

 

Поможет ли общественный электротранспорт?

Городские власти в целях улучшения экологической обстановки призывают граждан ограничить использование личных автомобилей и пересесть на общественный транспорт. Поскольку это обращение подкреплено постоянно растущей нагрузкой на дорожную сеть и утомительными пробками, горожане всё чаще именно так и поступают.

Ограничение эксплуатации личных машин автоматически означает рост роли общественного городского транспорта. Поэтому его электрификация – одна из важнейших задач современного общества.

Для России она особенно актуальна, поскольку спрос на легковые электромобили у нас в стране остаётся низким в силу ряда известных причин. Агентство «АВТОСТАТ» утверждает, что на конец 2016 г. их общее количество не превышало тысячи экземпляров, причём в течение трёх лет продажи падали.

Созданная ранее система городского электротранспорта уже не отвечает вызовам сегодняшнего дня. Троллейбус требует монтажа стационарной линии электропитания, а трамвай – ещё и прокладки рельсовых путей, что для современного мегаполиса слишком долго и дорого.

Тем не менее, общественный электротранспорт предпочтительней бензинового. Основные причины этого – отсутствие выбросов вредных веществ в месте эксплуатации и минимальный уровень шума. Также нельзя сбрасывать со счёта иные преимущества: значительно меньшую вибрацию в салоне, отсутствие необходимости переключения передач, плавные разгон и торможение, высокую надёжность, полное выключение двигателя при остановке и т. д.

Решение, совмещающее достоинства уже привычного общественного электротранспорта, но лишённое при этом его недостатков – автономные электробусы, не нуждающиеся в проводных линиях. Почему же их внедрение происходит не так быстро, как хочется?

Одна из проблем, препятствующих быстрому переходу общественного транспорта в России на электропитание – климат. Как известно, эксплуатация аккумуляторных батарей при низких температурах связана с определёнными сложностями – именно это является основным препятствием для масштабных внедрений. По той же причине опыт США и значительной части европейских стран плохо переносится на российскую почву – погода там значительно отличается от нашей.

Для России куда более значим пример стран с холодным климатом. Например, Финляндии с её достаточно суровыми зимами.

Зима в Финляндии такая же холодная, как в России

В начале прошлого года в Хельсинки начали курсировать электробусы. Причём к 2025 году городские власти планируют заменить на них треть городского автопарка. Первый опыт оказался успешным. В частности, говоря о достоинствах экологически чистого транспорта, водители отмечают простоту управления и более плавный ход.

 

Технические решения для аккумуляторов в холодном климате

Успешная эксплуатация электротранспорта при низких температурах зависит от аккумуляторов. Один из производителей, компания Toshiba, не первый год создает аккумуляторы SCiB, способные заряжаться, хранить заряд и полноценно работать при -30 °С. Батареи этого типа уже применяются в северной Финляндии, где климат не сильно отличается от российского.

Используемые в SCiB аноды из ниобиевого оксида титана позволяют вдвое увеличить содержание лития в своей кристаллической решётке. Кроме того, они имеют повышенную энергетическую плотность и в них минимизировано образование лития на аноде при зарядке в условиях низкой температуры. В прошлом году эти аккумуляторы уже успели окрестить «суперзарядкой для электрокаров».

В марте 2017 года были проведены полевые испытания разработанной компанией Toshiba системы беспроводной зарядки электробусов, оснащённых аккумулятором SCiB. Решение основано на магнитном резонансе, что позволило увеличить расстояние между передающей и приёмной колодками по сравнению с аналогичными устройствами, использующими электромагнитную индукцию.

 

Перспективы развития в России

Таким образом, технологические препятствия для широкого использования электротранспорта преодолеваются, поэтому мы всё чаще слышим об испытаниях электробусов в разных городах России. Развивается и соответствующая инфраструктура. В частности, ПАО «Россети» создаёт сеть зарядных станций в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Калуге, Ярославле и некоторых других городах.

Про успешные масштабные внедрения экологически чистого транспорта пока говорить рано, но некоторые успехи уже есть. Например, в конце 2017 года в Тюмень прибыл экспериментальный электробус, что стало началом развития городской инфраструктуры, предназначенной для электротранспорта.

Пока это только тестовые испытания, на которых неизбежны сложности. В частности, в начале этого года в Санкт-Петербурге из-за сбоя электроники сломался троллейбус с увеличенным автономным ходом – его пришлось эвакуировать в автопарк. Тем не менее, городские власти планируют продолжать работу в этом направлении – по оценкам чиновников, замена всего одного дизельного автобуса на экологически чистый аналог позволяет экономить 5 млн рублей в год.

Буквально на днях «Мосгортранс» объявил аукционы на покупку сразу 300 электробусов и 98 станций ультрабыстрой зарядки для них. Машины должны выйти на линии до конца текущего года.

 

Со временем экологически чистые электробусы вытеснят бензиновые автобусы

В вопросе перехода на городской электротранспорт дело не только и не столько в экономических показателях. Экология, развитие инфраструктуры, комфорт для общества – не менее значимые аргументы. Переход на электротранспорт – мировая тенденция, и Россия её поддерживает.

Фото предоставлены автором

 

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

Главный редактор
By Главный редактор Февраль 5, 2018 14:54
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram