Геннадий Мятишкин. Рынок сетевой мощности – стимул к развитию экономики

Главный редактор
By Главный редактор Февраль 4, 2018 23:00

Геннадий Мятишкин. Рынок сетевой мощности – стимул к развитию экономики

Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение проект постановления Правительства РФ о создании рынка резервной мощности, где предусматривается, в частности, введение и постепенное ужесточение платы за неиспользуемую резервную мощность потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

Геннадий Мятишкин, эксперт по энергетическим рынкам и операционной эффективности (https://www.facebook.com/samara.gvm)

 

Изменения в оплате резервируемой мощности промышленными предприятиями (владельцами энергопринимающего оборудования) продвигаются сетевыми компаниями в России уже не первый год. Главной причиной была и остается проблема дефицита мощности в районах с высокой экономической активностью. Рост затрат на строительство и развитие сетевой инфраструктуры ограничен не только фактическим достижением предельного уровня роста тарифов на транспортировку и ограничениями ФАС, но и техническими, инфраструктурными и физическими причинами при строительстве и реконструкции в этих районах.

Рост тарифов на транспорт энергии уже достиг уровней, при которых оплата выработки и ее последующей транспортировки к месту потребления соизмерима со стоимостью владения персональным источником для собственных нужд потребителя. Распределенная (локальная) генерация «шагает» по России. Проблема распределенной генерации давно стала не только головной болью традиционной энергетической отрасли, но и трендом в развитии технологий EnergyNet. Сложность экономического балансирования отрасли нарастает. Без комплексных решений, направленных на рост внутренней эффективности (рациональности, оптимальности) отрасли проблему не решить.  Перераспределение избытка свободной мощности из рук держателей в интересах экономического развития регионов – именно такой, неизбежный шаг, направленный на рост эффективности ее использования.

Основным механизмом стимулирования является создание экономических (финансовых) тягот владельцу энергопринимающего оборудования путем принуждения его к оплате резервируемой (избыточной) мощности. К сожалению, в решении этой задачи регулятор избирает путь «диктатуры пролетариата». Путь «энергетической продразверстки» эффективен, но исторический опыт показывает эффективность лишь на короткий период времени при одновременном создании значительного внутреннего напряжения в экономическом сообществе. Создание механизма отъема свободной мощности путем создания невыносимых экономических условий гарантирует не просто неверные экономические сигналы, но и ведет к замедлению развития как самой энергетической отрасли, так и реального сектора экономики (производства). Давайте поговорим об этих рисках подробнее.

Прежде всего, обратим внимание на государственную задачу роста энергетической эффективности. Начиная с принятия федерального закона №261-ФЗ до настоящего времени огромную работу провело предметное профессиональное сообщество по созданию условий устойчивого развития в направлении роста энергоэффективности.

Принятие же постановления Правительства о создании рынка резервной мощности, где предусматривается, в частности, введение и постепенное ужесточение платы за неиспользуемую резервную мощность потребителей, ведет к парадоксу. Суть его в том, что, достигнув в ходе исполнения внутренней инвестиционной программы энергосбережения, промышленное предприятие, снизив величину потребляемой мощности, получает за это счет к оплате резерва!

Экономика энергоэффективности, не относясь к высоколиквидным видам вложений и будучи рисковой по своей природе, получает «удар в спину». Вы добились результата? Тогда мы идем к вам. Вот вам счет на оплату высвободившейся мощности! Навряд ли такие решения Правительства будут формировать верный управленческий сигнал в решении задачи роста энергетической эффективности в России.

Вторым бесспорным, с моей точки зрения, сигналом к пересмотру предлагаемой модели является рост внутреннего экономического и социального напряжения в бизнес-сообществе. Попробуем представить ситуацию, где вы вновь создаете производство и обратились в сетевую компанию за технологическим подключением. Какая цена подключения 1 МВт мощности вам будет предложена? Кто пробовал это сделать, знают: миллионы и десятки миллионов рублей! Почему владельцы избыточной мощности все еще не «сдали» ее сетям? И отдадут ли ее при возникновении платы за резерв? Что, если в ваших планах рост производства, вопреки всем трудностям, вы получили заказ для завода с горизонтом 10 лет? Представляется маловероятным, что псевдостимул по оплате резерва сетевой мощности заставит владельцев отказаться от нее, все же знают цену получения 1МВт сетевой мощности и трудность ее «добычи» для нужд развития.

Третье. Владельцы свободной сетевой мощности и в настоящее время занимают квазимонопольное положение. Торговля своей сетевой свободной мощностью де-факто уже существует, и это весьма прибыльное дело.

И наконец, решение задачи высвобождения мощности путем создания экономического давления на бизнес диаметрально противоположно главному посылу к развитию, декларированному Президентом РФ В.В. Путиным. Давление на бизнес в период экономических санкций и недобросовестной конкуренции со стороны стран Запада ведет к дополнительному росту внутренней экономической напряженности и не может быть целью Президента.

Учитывая все сказанное выше, остается надеяться на то, что принятие постановления Правительства РФ о создании рынка резервной мощности, где предусматривается, в частности, введение и постепенное ужесточение платы за неиспользуемую резервную мощность потребителей, является только началом пути к созданию либеральной модели рынка сетевой мощности. В качестве продолжения в развитии и решении поставленной задачи может быть предложен следующий путь.

К настоящему времени в России сложился устойчивый рынок электрической мощности. Жизнеспособность его доказана действующими механизмами конкурентного отбора мощности (КОМ), строительства по договорам о предоставлении мощности (ДПМ) и пр.

И хотя есть ряд нареканий к фактической цене мощности для конечного потребителя (напомню, что её рост в 2017 году стал по ряду объективных причин рекордным и очень волатильным), однако механизм торговли мощностью соответствует либеральной модели при известных ограничениях.

Для решения вопроса свободной мощности на рынке необходимо этот рынок сетевой мощности сначала создать.

Например, ввести право реализации свободной мощности предприятием сроком на 5 лет по рыночной цене. Это станет экономическим стимулом, появится альтернатива – строить новые мощности и увеличивать тариф на передачу электроэнергии либо купить свободную мощность у владельцев на публичной организованной электронной торговой площадке по конкурентной цене. Это предложение совместно со спросом определит рыночную стоимость мощности на рынке.

Механизм 5-летнего отказа от избытка мощности с оплатой рыночной стоимости под надзором ФАС способен сформировать чёткий регулирующий экономический сигнал. Пятилетний контракт на поставку сетевой мощности может стать и  фьючерсом, создавая самостоятельный рынок финансовых инструментов.

Отказ от мощности не должен быть бессрочным, чтобы не ставить владельца в безвыходное положение при желании увеличить собственное производство, что плохо повлияло бы и на рост экономики реального сектора. Пятилетний контракт (поставочный фьючерс) на сетевую мощность способен стать деривативом, если обеспечить свободный оборот этих контрактов и рыночную модель развития отрасли.

Получается, необходимо либо наращивать сетевые активы, либо экономить средства бизнеса оплатой контрактов рынка сетевой мощности. Рыночная модель не только будет способствовать решению проблемы дефицита мощности, но и даст ценовой сигнал бизнесу для развития в регионах (локализации производства) путем свободного оборота контрактов на организованной торговой площадке в России.

Таким образом, на рынке сетевой мощности появится широкий круг участников: владельцы избыточной мощности, сетевые компании, потенциальные потребители, финансовые институты и конечно контролирующие органы начиная с ФАС.

Минэкономразвития предлагает создать рынок мощности

 

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

Главный редактор
By Главный редактор Февраль 4, 2018 23:00
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram