Владимир Закускин. Субъективные итоги соревновательного года в Союзе Ворлдскиллс Россия

SRO 19
By SRO 19 18 января, 2018 11:13

Владимир Закускин. Субъективные итоги соревновательного года в Союзе Ворлдскиллс Россия

Продолжаем серию публикаций о развитии систем профессионального образования в России. Итоги года WSR и предложения от нашего эксперта.

Владимир Закускин, Советник Генерального директора, Группа компаний ИЭК, член Промышленного Совета Союза ВорлдСкиллс Россия (Группа компаний ИЭК — ассоциированный партнер Союза Ворлдскиллз Россия, начиная с 2014 г. ведет и развивает компетенцию «Электромонтаж»)

Итак, соревновательный год 2017 г. в Союзе «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) подошел к концу. Попробуем подвести итоги. Сразу оговорюсь, что в статье изложено мнение автора, которое может не совпадать с точкой зрения других заинтересованных лиц. Кроме того, поскольку автор статьи занимается развитием компетенции «Электромонтаж», в статье рассматривается именно развитие в 2017 году этой компетенции.

 

Год в цифрах

За 2017 г. прошло порядка 100 официальных и не очень соревнований, в которых приняли участие около 1000 студентов. Лидерами стали Казань (25 участников) и ГК «РОСАТОМ» (24 участника). Часть колледжей провели свои внутренние отборочные соревнования, организованные по регламентам Союза, но не вошедшие в перечень официальных мероприятий, их задания в разной степени соответствовали технической документации Национальных чемпионатов 2016 и 2017 гг.

Очень радует, что к этому движению присоединились университеты – в трех из них прошли соревнования по электромонтажу, хотя эта компетенция не вошла в официальный перечень для межвузовских соревнований.

В некоторых соревнованиях приняли участие студенты из других стран, не только из ближнего зарубежья, но из Финляндии (систему обучения которой периодически ставят нам в пример) и Швейцарии (страны – признанного лидера в мировых и европейских соревнованиях по электромонтажу). Иностранные участники не всегда занимают призовые места. Это радует – значит, у нас есть чему поучиться, и иностранцы рассматривают наш опыт как полезный.

В 2017 г. появились 5 новых сертифицированных экспертов. Постоянная аудитория форума электромонтажников насчитывает более 200 человек, которые обсуждают задания, дают рекомендации по организации обучения, тренировок и соревнований, делятся опытом.

 

От количества к качеству

Представители работодателей, посещая площадки соревнований, отмечают сложность заданий и отменные навыки участников. Часто можно услышать такой комментарий, что штатные сотрудники этих предприятий не справятся и не смогут работать в таких условиях. Не слишком часто, но участники соревнований (не всегда лидеры) получают предложения о трудоустройстве.

Стоит еще отметить, что медленно, но верно меняется отношение к соревнованиям. Если раньше (даже в 2016 г.) многие организаторы плакались по поводу сложностей с организацией мероприятий, отсутствию финансов, иногда нормальный формат подменялся мини-соревнованиями, то в 2017 г. колледжи-организаторы, что назваетс, «крутились» (я бы сказал, выкручивались), но старались провести соревнования как можно лучше. И многим это удалось!

Отрадно, что более активно начал развиваться проект WorkdSkills Junior – соревнования для детей в возрастных группах 12+ и 14+. Включились предприятия, некоторые регионы. Достижения пока небольшие. Но и проект запущен только в июле 2017 г.

 

Ложка дегтя

К сожалению, не все развивается так, как планируется. На это есть и объективные, и субъективные причины.

Многие планы Союза стопорятся на региональном уровне. Связано это, в том числе, с тем, что системой среднего профессионального образования (СПО) в течение многих лет никто серьезно не занимался, и вызывает вопросы компетенция в данных вопросах тех, кто курирует это направление в региональных органах исполнительной власти. Автору этой статьи приходилось не один раз сталкиваться с заявлениями чиновников от образования разного уровня, что система СПО – это наследие советских ПТУ, и незачем ими серьезно заниматься. При этом, как готовить рабочих, соответствующих современному уровню производства, заявители не уточняют.

К сожалению, Союзу пока не удалось сломать этот подход. В оправдание его действий можно сказать, что движение еще молодое, ему всего неполных 5 лет, и недостаток опыта его сотрудников сказывается на результате.

Часто на региональном уровне пытаются проводить мини-чемпионаты, в которых участвуют 2 – 3 человека или задание не соответствует технической документации Союза, пытаются подменять соревнования по установленным регламентам другими. Особенно широкое распространение получил конкурс «Славим человека труда», который не имеет никакого отношения к деятельности Союза, кардинально отличается от мероприятий WorldSkills и по сложности задания, и по содержанию регламентов.

 

Важна позиция регионов

Общий недостаток участников соревнований во многих регионах – отсутствие практических навыков электромонтажа. Это очень сильно сказывается на конечном результате.

С чем это связано? Некоторые из причин:

  • нежелание чиновников от образования в региональных органах исполнительной власти (РОИВ) и колледжах развивать практическое направление подготовки студентов,
  • недостаточный уровень подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения,
  • отсутствие в колледжах материально-технической базы для организации практики.

Мне могут возразить, что есть достаточное количество документов, в том числе, и распоряжений Президента РФ, которые обязывают региональных чиновников участвовать в движении WorldSkills, развивать материально-техническую базу колледжей, организовывать подготовку/переподготовку сотрудников колледжей. Однако, проводил ли кто-то проверку, как выполняются эти нормативные акты? Или все ограничивается получением победных реляций из регионов о том, что проведено столько-то мероприятий, закуплено оборудование на такую-то сумму?

Могут возразить, что этой работой должны заниматься местные региональные координационные центры (РКЦ), созданные Союзом. Согласен с этим. Но, в большинстве своем, РКЦ превратились в придаток местных органов власти и, в первую очередь, выполняют их распоряжения.

По поводу подготовки/переподготовки. Как выбираются центры повышения квалификации (ЦПК), организуется и проводится подготовка/переподготовка специалистов, автор знает не понаслышке – в свое время я проводил анализ работы таких организаций. В 2017 г. этим вопросом активно занялась Академия ВорлдСкиллс. Автор этих слов слышал достаточное количество мнений прошедших обучение. Резюмировать можно так: «Наконец-то организовали обучение, которое действительно дает знания и теоретические, и практические и не только по организации мероприятий Союза, но и для учебного процесса в целом».

 

Основные барьеры

На мой взгляд, самые сложные вопросы – практическая подготовка студентов и материально-техническая база учебных заведений. Здесь много барьеров – чиновники от образования ставят свои, есть еще казначейство и финансисты. Самое главное, все закупки идут через процедуры в соответствии с федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Рассмотрим подробнее.

Процедура закупки регламентирована законами. Согласовали необходимость, оформили документацию на торги, провели процедуру, получили. Казалось бы, все просто.

Появляется первое препятствие – спецификацию на закупку нужно согласовать с региональным органом исполнительной власти (Департаментом или Министерством образования). Это преподносится как контроль за расходованием бюджетных средств. Процедура полезная, при условии, что ее будут проводить специалисты, а не чиновники от образования. Автор статьи был свидетелем, когда спецификация, на 100% соответствующая инфралисту Национального чемпионата и содержащая всего 6 позиций, согласовывалась в течении 4 месяцев.

Дальше нужно грамотно и правильно оформить документацию, чтобы колледж получил то, что действительно необходимо. И вот тут появляется следующий барьер – в большинстве колледжей нет специалистов по закупкам. Если и есть такая должность в штате учебного заведения, то занимают ее люди очень далекие от этих процедур.

Еще одно. Колледж – организатор соревнований находится в сложной ситуации:

  • Задание на соревнования должно соответствовать инфралисту и утверждаться экспертным сообществом Союза.
  • По процедуре закупок выигрывает тот участник, кто дал меньшую цену. По закону, заявитель не имеет право указывать конкретного производителя, торговую марку, идентификацию входящих изделий. И техническая документация Союза (с точки зрения закона) не является официальной документацией. То есть, победитель может поставить продукцию, соответствующую заявленным характеристикам, но, не инфралисту.

Получается следующее – колледж вынужден отправить на согласование инфралист, состоящий из той комплектации, которая есть у него. Документация будет утверждена с замечаниями. Результаты соревнований зачтутся. Но, колледжи потеряют в рейтинге.

И еще одно. Процедура закупки регламентирована так, что заявитель может приобрести оборудование только для проведения одного мероприятия строго в соответствии с документацией. А как тренироваться? И как использовать оборудование в дальнейшем, если нет расходных материалов?

В законах №44-ФЗ и №223-ФЗ предусмотрена процедура закупки без объявления торгов, но сумма ограничена 100 000 руб. на одноразовую закупку. Если перевести эти деньги на электромонтаж – это одно рабочее место на одну тренировку.

 

Аудиты

Снова надо сделать ремарку – изложенное является мнением автора, с которым кто-то вправе не согласиться.

Союз «Молодые профессионалы» проводит регулярные аудиты соревнований. Задумка хорошая, но исполнение часто хромает. По моему мнению, аудит – это не только выступление на открытии или закрытии мероприятия, общение с чиновниками, выступление на деловой программе, проверка наличия все необходимой документации и выдача замечаний в адрес организаторов.

Я считаю, что аудит – это процедура, которая поможет разобраться с организацией соревнований, выявить болевые точки мероприятия, понять, как развивается система СПО в регионе, не забыть похвалить организаторов и конкретных людей (если будет за что…). И после анализа полученной информации выдать рекомендации по приведению работы СПО и РКЦ в надлежащий вид или отметить (а потом и тиражировать) опыт региона в такой работе.

Не очень понятен принцип выбора регионов для проведения аудита. Зачем тратить время, силы и средства на те из них, где все проходит достаточно благополучно, есть сильное экспертное сообщество и поддержка от РОИВ? Да, там тоже есть проблемы, но они системные, и один-два приезда сотрудников Союза их не решат.

А вот провести аудит в проблемных регионах, поднять вопросы организации обучения там и их участия в движении – по-моему, это более насущно.

Как выбрать такие регионы? Я считаю, что есть несколько критериев:

  • обучение сотрудников колледжей в Академии;
  • результаты соревнований (их можно взять из отчетов главных экспертов)
  • выделение финансирования на развитие системы СПО.

Алгоритм может быть следующий – сотрудники обучались (или нет), результаты средние, а финансирование выделено. Тогда возникает вопрос: «Почему это происходит?».

Да, это сложная задача. Но, если ее не решать, не будут выполнены основная цель и миссия движения.

 

Чемпионы или массовая подготовка?

Ну, и последнее, не совсем относящееся к чемпионатному движению. Складывается впечатление, что в гонке за лидерами и Союз, и регионы, и многие колледжи забыли об основной задаче СПО – подготовке не единичных экземпляров, а достаточного количества специалистов.

Могут возразить, что с 2017 г. введена процедура демоэкзамена, которая предусматривает практическую составляющую государственной итоговой аттестации. Ну да, процедура введена, и автор этой статьи был одним из первых, кто поддержал эту инициативу. Была проведена пилотная апробация в 26 регионах, появился приказ Министерства образования РФ об обязательности демоэкзамена. Но остались вопросы, которые не решены. Не буду повторяться – они уже не раз поднимались и обсуждались. Но так и остались не решенными.

 

И снова о выборе позиции

И в заключение. Хотя автор высказал некоторые замечания в адрес Союза «Ворлдскиллс», не все зависит от него. У меня сложилось такое впечатление, что регионы и колледжи разделились на три группы:

  • первая – достаточно немногочисленная – проявляет активность, понимает необходимость изменений в системе СПО и подготовке рабочих кадров, участвует в мероприятиях Союза;
  • вторая занимает позицию того самого аборигена из анекдота – лежит под пальмой и ждет, когда на него свалится кокос (в данном случае, в виде финансирования, спонсорской или другой помощи от кого-то);
  • третья, как солдат в окопе, ждет, когда над головой просвистят снаряды в виде распоряжений Президента, приказов федеральных министерств, инициатив Союза; главная задача – сделать так, чтобы не задело.

Хочется сказать второй и третьей группе: «Не дождетесь!» Экономика страны предъявляет все более высокие требования к рабочим кадрам. И те колледжи, которые не будут играть по новым правилам, окончательно «захиреют» и закроются.

 

Начиная с 2014 г. сделано очень много – доказано, что студенты из России могут составить серьезную конкуренцию своим коллегам в Европе и мире, система СПО начала двигаться в сторону улучшения, появился интерес к колледжам со стороны федеральных и региональных органов власти, выпущено достаточное количество регламентирующих документов, актуализируются профессиональные и федеральные государственные образовательные стандарты. Осталось выполнить все, что запланировано, и победить на мировом чемпионате WorldSkills 2019.

 

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 18 января, 2018 11:13
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

Свежие Новости

Избранное в Telegram