Беспилотные автомобили – возможно ли в России

Главный редактор
By Главный редактор Январь 13, 2018 22:43

Беспилотные автомобили – возможно ли в России

Тема автопилотируемых автомобилей активно развивается и дискутируется. Во многом в применении и общественном восприятии технология связана с переходом на элетрическую тягу, однако достойна отдельного обсуждения. Тем более, что на днях россияне из Cognitive Technologies произвели много приятного шума на крупнейшей мировой площадке CES 2018.

 

Впередсмотрящие

Можно спорить, является ли компания Тесла технологическим лидером, но пальма первенства в пиаре явно у Илона Маска – он выступает самым активным и узнаваемым пропагандистом технологии. Поэтому автопилоты от Тесла можно взять за базу для рассмотрения особенностей автопилотирования.

Вот как устроен автопилот Тесла:

  • Фронтальный радар – заявлено, что «видит» на 150 м в любых погодных условиях. В версии Автопилота 8.1 от 2017 года эта дистанция увеличена уже до 250 м.
  • Фронтальная камера – помогает радару, распознавая знаки, светофоры, препятствия. В базовой версии (ее считают даже еще не автопилотом, а сверхумным круиз-контролем) была одна камера, в то время как в версии 2017 года их уже 8, 4 из которых работают на новых автомобилях, а еще 4 ждут релиза полностью автопилотируемой Тесла.
  • Сонар/эхолокатор – 12 ультразвуковых датчиков по периметру машины обозревают на 360 градусов, регистрируя объекты – машины, людей, собак, в т.ч. в «слепой зоне» водителя.
  • GPS-навигация через спутник дополнительно «видит» и позиционирует машину на дороге.
  • Одна из последних разработок – навигатор Tesla Nav, который научился менять полосу на автостраде и съезжать с нее без помощи водителя.

 

Фото – самое распространенное в интернете на эту тему 🙂

Эти датчики на автомобиле соединены с бортовым компьютером на базе процессора Titan от Nvidia, и его мощность наращивается (в версии 8.1 он в 40 раз мощнее, чем в прошлой версии автопилота). Плюс туда же приаттачена система искусственного интеллекта от Тесла, обрабатывающая данные с радара, камер, сонара.

Важно, что весь этот комплекс приборов и софта соединяет данные с дороги с высокоточными данными карт (создание таких карт – отдельная задача для развития беспилотного транспорта), что позволяет автомобилю двигаться даже на дорогах без разметки и удешевляет решение (ориентация только с помощью датчиков требует больших вычислительных мощностей, так что их задача – оперативное реагирование). Все это завязано на платформенное решение и в целом позволяет в режиме реального времени распознавать всю необходимую для ведения автомобиля информацию – дорожные знаки, разметку, сигналы светофоров, препятствия и проч.

Доступные функции:

  • авторуление (автомобиль «держит полосу» и скорость, с учетом окружающей обстановки)
  • автосмена полосы (при включенном авторулении на Тесле достаточно показать сигнал поворота, и, когда маневр безопасен, автомобиль сменит полосу)
  • аварийное авторуление и предупреждение о близком объекте по сторонам (если датчики обнаружат объект в опасной близости от автомобиля, водитель увидит сигнал на планшете (панели инструментов), и автомобиль может «отрулить» во избежание возможного столкновения)
  • автопарковка – модели S от Тесла уже умеют совершать параллельную парковку, при малых скоростях движения по городу при обнаружении свободного парковочного места автомобиль дает сигнал на панель управления водителю.

 

Не (с)только технологии

Общепризнано, что основной сложностью для развития беспилотного транспорта являются не технологии, а нормативное регулирование. Однако и тут есть подвижки.

В сентябре 2016 Минтранс США выпустил Принципы развития технологии автономного вождения (guidelines on the development of autonomous vehicle technology).

В России также ведется нормотворческая работа – были организованы парламентские слушания, формируется терминологический аппарат.

21 июля 2017 года состоялось совещание под председательством премьер-министра России Д.А. Медведева «О развитии электрического и беспилотного транспорта в Российской Федерации», на базе Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института («НАМИ»).

В рамках Национальной стратегической инициативы (НТИ) выделено отдельное направление Autonet, во многом завязанное именно на беспилотные автомобили. Принята соответствующая дорожная карта.

Открыть Дорожную карту Autonet на сайте РВК

 

Логика НТИ

Кроме выделения рынка как перспективного, в рамках национальной технологической инициативы есть и другие возможности. Так, в декабре 2017 стартовали технологические конкурсы НТИ – новшество по типу хакатонов, направленное на выявление перспективных команд и поиск прорывных технологических решений в актуальных областях.

Одним из первых стал конкурс “Зимний город” по поиску лучшего решения для навигации беспилотного автомобиля в сложных погодных условиях русской зимы. Конкурсанты должны создать беспилотный автомобиль, который сможет проехать 50 км по полигону, на котором подробном сымитированы условия движения в большом городе зимой – как при свете дня, так и в сумерки. Оцениваются:

  • преодоление прямых участков трассы,
  • управление циклом разгонов и остановок, характерным для движения в пробках,
  • способность безопасно передвигаться в условиях городских кварталов, следуя установленным на карте контрольным точкам.

Маршрут осложнен имитацией дорожных работ, припаркованными автомобилями, людьми с детскими колясками и пешеходами. Критерий победы – время преодоления маршрута.

Для команд предусмотрена «полоса разгона» – начинающие команды разработчиков софта могут участвовать в хакатоне Ice Vision, посвященном навигации беспилотного транспорта. Впоследствии эти команды могут присоединиться к работающим над задачами «Зимнего города».

Участникам конкурса будет предоставлен ряд возможностей в помощь (например, Volgabus даст специальные шаттлы-смартбусы «Matreshka» для тестовых заездов).

Организаторы заявляли, что, по их ожиданиям, наберется десяток – полтора участников, которые пройдут квалификационный заезд и представят решение, способное не только догнать, но и превзойти разработки западных коллег.

И предпосылки для этого есть.

 

Заявка России

В России лидером развития систем автономного вождения является компания Cognitive Technologies, которая с начала 2000-х занимается созданием систем искусственного интеллекта, компьютерного зрения и распознавания образов. С 2015 сложился альянс Cognitive Technologies и КамАЗа. Также упоминалось, что свои работы в этом направлении ведут ГАЗ, АвтоВАЗ, УАЗ.

Новый участник рынка – Яндекс, вошедший в камазовский проект с намерением дополнить его искусственным интеллектом, в т.ч. системой голосового управления. Кроме того, амбиции Яндекса простираются на рынок автопилотируемых такси, в первую очередь в Москве.

Еще один участник консорциума – Московский институт стали и сплавов. На базе его центра робототехники создан «виртуальный полигон» для тестирования разработок – это набор программного обеспечения, который позволяет моделировать дорожные условия.

 

Мировое признание

В январе 2018 на всемирной выставке потребительской электроники CES 2018 (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе российская компания Cognitive Technologies впервые предстала со стендом и имела большой успех как по визитерам, контактам и контрактам, так и по публикациям в СМИ.

По словам создателя и президента компании Ольги Усковой, на выставку россияне привезли системы, не боящиеся снега, грязи и бездорожья. Это требует отдельных алгоритмов, которые умеют находить границы дорожного полотна в типичных российских условиях (без разметки, в условиях снежных заносов и т.д.).

 

Фото со страницы Ольги Усковой в Facebook

«На сухих, солнечных дорогах Калифорнии Google справляется прекрасно. Cognitive представляет на CES технологии для остальных 98% дорог мира».

На стенде представили живой показ технологии работы на заснеженных дорогах, в шторм и грозу, на прерванной и скрытой под снегом разметке. Специальный показ организовали для фермеров. А также показали распознавание мелких деталей автомобиля – фар, зеркал, номеров. Плюс новое свое решение по low level data fusion (синтез данных из нескольких источников, обработка первого уровня, позволяющая получить более качественные данные для дальнейшей обработки).

Случились и формальные признания – так британское аналитическое агентство Softech (специализируется на проектах в высокотехнологической сфере) присудило Cognitive Technologies первенство в номинации «Cognitive Computing, AI & Robotics Awards 2017» за лучшее решение на базе искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств.

 

Пусть не все безоблачно на горизонте развития беспилотных технологий в России, но тема двигается и на уровне правительственных программ, и инициатив НТИ, и исследовательских и производственных команд.

Главный редактор
By Главный редактор Январь 13, 2018 22:43
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram