Александр Воротников. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Арктики

Главный редактор
By Главный редактор Декабрь 20, 2017 21:10

Александр Воротников. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Арктики

22 ноября 2017 г. в рамках празднования 30-летия Института Европы Российской Академии наук с участием видных экспертов из 19 научных, образовательных, общественных учреждений и организаций состоялся круглый стол «Современная Арктика: вопросы международного сотрудничества, политики, экономики и безопасности».

 

Александр Воротников, канд. хим. наук, PhD (экономика), доцент кафедры государственного регулирования экономики ИОН РАНХиГС, советник Со-Председателя Экологической Палаты РФ

С коллегами Александром Балобановым (РАНХиГС) и Сергеем Майоровым (Минэкономразвития России) мы представили доклад «Развитие опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации через построение и развитие транспортно-логистической инфраструктуры». Ниже предлагаем изложение доклада.

 

Арктическая зона охватывает весь север России, протянувшись от Кольского полуострова до восточной Чукотки. Сухопутная и водная часть Арктики в пределах государственных границ составляет обширную зону площадью около 9 млн кв. км, то есть примерно 70% территории России.

(Иллюстрация предоставлена автором)

Потребности экономики страны, истощение запасов природных ресурсов в освоенных районах объективно предопределяют дальнейшее смещение центра тяжести их добычи в арктическую зону. В этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики.

Так, разведанные запасы природного газа промышленных категорий составляют здесь 67% общероссийских. Из 100 миллиардов т у.т. извлекаемых ресурсов углеводородов всего российского шельфа 90% сосредоточено в Арктике. Наличие углеводородов прогнозируется и в глубоководной части Северного Ледовитого океана.

Сегодня Север дает около 60% всех валютных поступлений, поскольку здесь добывается 98% алмазов, 90% золота, не считая нефти, газа, никеля, платины и многих других полезных ископаемых.

Наконец-то началась реализация заявленного Правительством и Президентом России нового подхода к развитию Арктики. В конце лета Правительство РФ утвердило новую редакцию Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», скоро планируется принять Федеральный закон «О развитии Арктической зоны Российской Федерации».

Новый подход к развитию Арктики заключается, во-первых, в переходе от отраслевого принципа развития к территориальному (будут развиваться, скажем, не нефтяная или газовая отрасль, а территории, на которых объекты отрасли находятся), а во-вторых, в проектном подходе, т.е. развитие территорий будет происходить через ряд связанных согласованных между собой инфраструктурных проектов (транспортно-логистическая инфраструктура, коммунальная инфраструктура, социальная инфраструктура, промышленная инфраструктура, технологическая инфраструктура, связь и т.д.).

Очень важно при реализации этих серьезных проектов сохранить хрупкую природу Арктики, и, следовательно, требование к этим проектам – высокая экологичность и инновационность, т.к. только использование инноваций позволит решить экологические проблемы и сохранить северную природу. Отказаться от развития Арктики нельзя, но делать это надо максимально оберегая ее природу, о чем неоднократно говорил Президент России В.В. Путин.

(Иллюстрация предоставлена автором)

Новый подход к развитию Арктики предполагает создание в ней восьми опорных зон развития (ОЗР). Основная задача ОЗР – это развитие транспортного потенциала Северного морского пути и наращивание экспорта транспортных услуг на базе круглогодичных морских и речных хабов.

Якорными проектами большинства таких зон станут минерально-сырьевые центры (МСЦ) — совокупность месторождений, связанных общей инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья в федеральную или региональную транспортную систему для доставки потребителям.

В настоящее время в Арктике уже созданы 47 МСЦ углеводородного сырья. По другим работа продолжается.

В Арктике возникают новые пространственные институты развития – опорные зоны развития и минерально-сырьевые центры.

Появление таких новых субъектов требует и новых методов управления. Для ОЗР и МСЦ оптимально использование проектного метода управления, и управлять проектами создания и развития этих структур должен соответствующий проектный офис. В Арктике необходимо использовать уже существующий российский опыт проектного управления, а самое главное, международный. Например, Малайзии, где институт Pemandu, основанный в 2009 году при Правительстве Малайзии, активно участвовал в управлении эффективностью государственных реформ в рамках стратегии развития «Видение – 2020» для достижения Малайзией статуса экономически развитой страны, что и было достигнуто.

Однако в настоящее время транспортная система Арктической зоны характеризуется крайне неравномерным развитием и слабым уровнем транспортной освоенности. Огромные территории зоны Арктики практически не обустроены в транспортном отношении и не имеют полноценных связей с транспортными магистралями, а также налаженных внутрирайонных коммуникаций. Исключением являются, с некоторым допущением, западные районы Арктической зоны РФ.

Ограниченная транспортная доступность значительно увеличивает затраты на перевозку грузов и пассажиров, а также долю транспортных издержек в стоимости конечного продукта, произведенного в Арктической зоне. Такое состояние транспортно-логистической инфраструктуры Арктики затруднит и сделает неэффективным создание и развитие ОЗР и МСЦ.

Для развития Арктической зоны России необходимо, чтобы вся ее территория была пронизана и связана глобальной транспортно-логистической инфраструктурой, собранной из транспортно-логистических инфраструктур каждой ОЗР. Осью ее станет Северный морской путь.

И самое главное, т.к. транспортно-логистическая инфраструктура Арктической зоны создается с перспективой на длительное развитие Арктики, то при ее создании необходимо использовать инновационные технологии и достижения Национальной технологической инициативы и включать реализуемые мероприятия в Дорожные карты НТИ.

В логике наступающего нового технологического уклада в структуре формируемой транспортно-логистической инфраструктуры необходимо предусмотреть реализацию следующих системных проектов:

  • создание на базе ОЗР испытательных технологических полигонов,
  • внедрение низкоуглеродных и беспилотных технологий,
  • разработка и внедрение системы космического мониторинга узлов транспортно-логистической инфраструктуры с обработкой и управлением облачной системой искусственного интеллекта,
  • формирование системы автономного обеспечения узлов транспортно-логистической инфраструктуры,
  • создание соционических лабораторий на базе ее объектов, работающих с вахтовыми группами.

Энергетика в Арктике – важнейший ограничивающий фактор развития, именно энергия является основой существования и развития сложных систем. Учитывая географическое положение и климатические условия, основу автономной энергосистемы должна составить распределенная, адаптивная, интеллектуальная генерация на базе возобновляемых источников энергии (на сегодня общий объем мощности объектов ВИЭ в Арктической зоне составляет порядка 1 ГВт). Кроме того, развитие ВИЭ будет способствовать снижению экологической нагрузки от сжигания 6-8 млн т ГСМ и до 20-25 млн т угля, ежегодно доставляемых в Арктическую зону в рамках северного завоза. Именно развитие распределенной энергетики позволит создать современную транспортно-логистическую инфраструктуру Арктической зоны и качественные условия жизни сотрудникам, обслуживающим ее.

В настоящее время одной из важнейших задач формирования и развития транспорта в Арктике является финансирование, т.к. такие проекты требуют серьезных финансовых средств. Однако уже готовится к внедрению такой механизм как инфраструктурная ипотека, который позволит финансировать крупные инфраструктурные проекты.

Таким образом, на сегодняшний день в России существуют все возможности для создания эффективной и инновационной транспортно-логистической инфраструктуры Арктической зоны России, которая послужит реализации проектов создания ОЗР и их высокой производительности, а самое главное, повысит качество жизни населения Арктики.

Фото с сайта www.forumarctic.com

 

 

 

Главный редактор
By Главный редактор Декабрь 20, 2017 21:10
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram