Яков Щелоков. О важности требований к параметрам качества теплоснабжения

SRO 19
By SRO 19 20 декабря, 2017 21:17

Яков Щелоков. О важности требований к параметрам качества теплоснабжения

Именно та модель регулирования, которая обеспечит параметры качества теплоснабжения и будет нацелена на показатели конечного использования энергии, повысит доверие инвесторов, что может стать основой для создания технологически совершенных городских систем теплоснабжения.

Централизованное теплоснабжение является, пожалуй, самой крупной социальной проблемой современной России, особенно по масштабам уже видимых и еще возможных последствий. Называют массу причин этому: законодательство, тарифы, программы комплексного развития… Итог: более половины внутреннего топлива в РФ (до 560 млн т у.т./год) – это энергоснабжение зданий.

 

Уровень проблемы

Начнем с оценок. 2013 год. М.Курбатов, тогда зам. министра энергетики РФ: «Теплоснабжение для нас сейчас является приоритетом, потому что именно в сфере тепла сложилась наихудшая ситуация с инвестированием, с темпами старения оборудования. Анализ показывает, что в некоторых городах платежи за тепло уже выше, чем у северных соседей по Европе, что вообще недопустимо, при том уровне качества услуг и при том уровне доходов, который мы имеем».

Опять 2013 год. Ю.Яровой, НП «Ростепло» [1]:

«Осенью 2012 г. за эту проблему взялся А. Дворкович, создана рабочая группа, которой поручено разработать «дорожную карту» — план мероприятий по наведению порядка в теплоснабжении… Будет единая государственная политика. Пока остаются системные проблемы в теплоснабжении, не порученные ни одному из министерств. Например, умирание когенерации: сегодня ТЭЦ вынуждены по собственной инициативе уходить с рынка электроэнергии. Так сформировалась законодательная база. Есть рынок электроэнергии, а рынка тепловой энергии нет. Сегодня ТЭЦ невыгодно работать в режиме когенерации, и станции переводятся в режим котельных».

2015 год. А. Дворкович:

«Сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги, и если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только увеличиваться, причем ускоренными темпами».

Выходит, три года до 2016 ушли на то, чтобы «ускоренными темпами» росла энергетическая составляющая тарифа для централизованного теплоснабжения. Отдельно по поводу модели регулирования отметим, что в теории регулирования есть правило без исключений: самая совершенная модель регулирования не может исправить недостатки технологически несовершенной технической системы. Тот факт, что существующие в РФ системы теплоснабжения многоквартирных домов (МКД) остаются технологически не совершенными, а режимы, показатели их управления пребывают в формате хронического банкротства в миллиардном исчислении, вряд ли можно аргументировано оспорить.

 

Хронология

В СССР практически все создавалось по принципу минимума капитальных затрат. Оборотная сторона такой «экономической» политики – это стремление эксплуатационных расходов к максимуму. Наиболее уязвимыми здесь были системы теплоснабжения, особенно т.н. открытые, да практически и вся энергетика страны.

Чтобы не быть голословным, процитирую один пример. В 80-е годы ХХ столетия регулярно проводились круглые столы по вопросам энергосбережения. На вопрос, эффективна ли действующая система энергосбережения, прозвучал, в том числе, такой ответ: «Цены на топливо и энергию планово установлены значительно ниже действительных народно-хозяйственных издержек на их дополнительное производство (по газу и нефтепродуктам в 2 – 2,5 раза, по углю – в 2,5 – 3 раза и более)» [2].

Как могла быть самоокупаемой отрасль, если стоимость ее основного сырьевого ресурса была в 3 и более раз ниже его себестоимости? Поэтому РФ достались по наследству системы теплоснабжения, созданные по принципам плановой экономики. И они были во времена СССР объектами для постоянного режимного контроля.

Поэтому, чтобы снизить фактическую убыточность, контролировались все энергетические характеристики теплосетей: потери, утечки, температура, гидравлика систем и другие, в соответствии с руководящими и методическими документами того времени.

Наступили 90-е годы. Возник вопрос: что делать? В странах (бывших республиках СССР), которые не вошли в состав СНГ, системам теплоснабжения (СТС) сохранили «плановую» убыточность (зафиксировали базу). И для каждой СТС разработали программы комплексного развития по достижению рентабельности в течение 5-6 лет. Вроде амнистии! Это в целом удалось.

Сейчас в странах ЕС потребители отказываются от собственных систем теплоснабжения в пользу централизованных. Почему? Попробуем разобраться на конкретном примере.

Удаленная от потребителей СТС (до 10-15 км). Энергоисточник (ТЭЦ) выполнен по принципу когенерации, в составе одного энергоблока-автомата на сверхвысоких параметрах. То есть, затраты на резервирование мощности минимальны. Топливо твердое, покупают самое дешевое, т.к. котел приспособлен для сжигания любого топлива. Явно рыночный подход, что мало характерно для абсолютного монополиста. Тепловых потерь при транспорте теплоносителя нет вообще, при наших до 50%. Используется т.н. «вакуумная» изоляция и др. Регулирование изменением расхода теплоносителя, температура теплоносителя постоянная. Потребители, также, в рамках своих объектов, могут регулировать расход теплоносителя. Оплата за использованный ресурс только по инструментальному учету. По сути дела, современные системы теплоснабжения в РФ коренным образом отличаются от существующих в мировой практике. Чаще всего, не в нашу пользу. Почему?

 

Системы теплоснабжения в России

В 1995 г. ввели 41-ФЗ «О тарифном регулировании». Было объявлено, что это 100% гарантия оперативно повысить эффективность существующих систем теплоснабжения, снять все проблемы. Частично характер этих проблем изложен выше. Через 10 лет, к 2005 г., заговорили о новых законах – об энергосбережении и о теплоснабжении. Прошла пятилетка их (без)действия. Вряд ли можно ее назвать успешной. Причины?

Законодательство

1. В 2011 г. опубликовано пособие по энергетическому праву России и Германии [3]. В Германии основу энергетического права составляют:

  • единый закон об энергетике (энергетическом хозяйстве),
  • закон об обеспечении энергией (точнее, сетевыми ресурсами),
  • нормы договорного, конкурентного права в энергетической сфере.

В РФ предмет энергетического права – национальная энергосистема (тот же ТЭК), в ФРГ – энергетическое хозяйство страны. Результат: в России каждая отрасль экономики решает свою энергетическую проблему, и создает параллельно под это еще свое отраслевое энергетическое право. Понятие энергетического хозяйства страны в России исчезло. Не пора ли вводить понятие «рыночного энергетического хозяйства страны». А то мы придем к умиранию не только когенерации, по и НП «Ростепло».

2. Бундестаг ФРГ обновил в 2015 г. закон Energy Services (EDL-G). В нем обязывают компании обращаться к сертифицированным специалистам с опытом работы: энергоаудит, системы энергоменеджмента, системы управления охраной окружающей среды, чтобы на основе наилучших доступных технологий (НДТ) комплексно определить для предприятия программу с наибольшей выгодой (добавленной стоимостью). В РФ, ссылаясь, опять же, на мировой опыт, переведено все это в добровольный формат.

3. В России нет документа, подобного Директиве ЕС (2006/32/ЕС): «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах». Однако мировая практика показала, что очевидна необходимость улучшения конечного использования энергии, управления спросом на энергию и развития производства энергии, в том числе, и потребителем [4]. Вызвано это тем, что спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии заключается в бесконечном строительстве новых мощностей, в развитии системы передачи и распределения энергии, что в рыночных условиях противоречит здравому смыслу. Но именно по такому сценарию развивается наша, так называемая, большая, да и коммунальная энергетика. Следовало бы все это определить, как формат «самозанятости».

4. В мировой практике законодательно введено правило: потребитель платит ровно за то, что использовал по инструментальному учету. У нас же во многих регионах делается все невозможное, чтобы для населения этого не случилось.

5. До закона о теплоснабжении (2010 г.) действовали Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утв. Минэнерго РФ 19.01.2002 г. В них прописаны обязанности теплоснабжающих организаций по выполнению показателей качества тепловой энергии, теплоносителей, а также режимные и технологические показатели теплосети. Они должны быть отражены как существенные условия каждого договора теплоснабжения. Но на практике найти подобное в каком либо, договоре теплоснабжения вряд ли возможно.

В соответствии с Федеральным законом 190-ФЗ «О теплоснабжении» с конца 2012 г. были введены «Правила организации теплоснабжения», утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.12 № 808. Цель – навести (в очередной раз) порядок в организации теплоснабжения потребителей. Теперь договор теплоснабжения уже в обязательном порядке должен содержать следующие существенные условия:

  • ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя;
  • обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями Правил организации теплоснабжения
  • соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии.

В РФ действуют технические регламенты Евразийского экономического союза, при их отсутствии технические регламенты РФ – это федеральные законы или постановления Правительства РФ. Все остальное – «иные обязательные требования».

В Правилах организации теплоснабжения нет ссылок на конкретные технические регламенты или «иное» для поставщиков. Следовательно, это все надо дописывать в договоре теплоснабжения. А именно, показатели качества тепловой энергии; показатели качества теплоносителя; режимные и технологические показатели работы теплосети.

Кто ответственный?

  • Согласно ст.4.1. 190-ФЗ – федеральный госэнергонадзор: «…пресечение нарушений теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере теплоснабжения, установленных 190-ФЗ, техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения». Обратите внимание, «иные требования» здесь отсутствуют.
  • Согласно ст. 6 – органы местного самоуправления: «…организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств».

А где это все обсуждается? Естественно, в социальных сетях. Например, на сайте НП Ростепло есть форум. Ссылки только на «иное», например.

ПТЭ тепловых энергоустановок, 2003 г., например, отклонения по температуре «прямой» воды 3%.

А также еще МДС 41-6.2000, рекомендации по надежности коммунального теплоснабжения, п. 27: после выхода источника теплоснабжения на расчетный режим теплоснабжающая организация совместно с потребителями должна осуществлять контроль за работой тепловых пунктов. Контроль заключается в определении соответствия фактического расхода сетевой воды требуемому. При отличии фактического расхода сетевой воды от требуемого более чем на 10% должна быть осуществлена корректировка диаметров отверстий сопел элеваторов и дроссельных диафрагм, а также настройка автоматических регуляторов.

Как это сделать, когда все перечисленные регулировочные работ уже заменены на другие, с использованием иного оборудования, систем регулирования. Переписывать этот пункт надо, следует уже говорить не о «корректировке диаметров отверстий сопел элеваторов», а о регулирующих гидроэлеваторах нового поколения, не о «дроссельных диафрагмах», а о балансировочных клапанах. Да и «автоматические регуляторы» перешли с «пропорционального регулирования» на «регулирование позиционное» и др.

 

Результаты энергоаудитов

Температурные графики не передаются потребителям вообще, или чаще всего температурные графики теплосети. Существенно ниже проектных такие показатели как перепад давления теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах теплосети (в 2-3 раза ниже нормы); нередко занижен расход теплоносителя (более чем на 10%) и др.

В договорах теплоснабжения есть ссылки на Правила организации теплоснабжения, ПТЭ энергоустановок, а на МДС 41-6.2000 нет. Потребителю указана утечка 0,25%, однако о 3%-м диапазоне выполнения теплоснабжающей организацией температурного графика нет ссылок. Ответственность сторон — восемь пунктов, причем теплоснабжающая организация несет ответственность в самом общем виде, и семь самых подробных пунктов к потребителю. Показатели качества теплоносителя не прописаны, как бы это следовало.

 

Заключение

  1. Несмотря на законодательство, модель регулирования: платежи за тепло в РФ уже выше, чем у северных соседей по Европе.
  2. Введенные «Правила организации теплоснабжения» не нацеливают теплоснабжающие организации на обеспечение соблюдения требований к параметрам качества теплоснабжения, исключения нарушений режимов потребления тепловой энергии и теплоносителя.
  3. Отсюда следует, что «параметрам качества теплоснабжения» следует установить статус «требований безопасности в сфере теплоснабжения».
  4. А пока остается только надеяться, что все же для начала в договорах теплоснабжения будет прописана мера ответственности теплоснабжающих организаций за:
  • показатели качества тепловой энергии;
  • показатели качества теплоносителя;
  • режимные и технологические показатели работы теплосети.

Именно та модель регулирования, которая обеспечит взаимное соблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, повысит доверие инвесторов, что может стать основой для создания технологически совершенных городских систем теплоснабжения.

  1. А также, нам нужен аналог Директивы ЕС «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах». Это одно из обязательных организационных условий роста несырьевой составляющей в структуре ВВП.
  2. Кроме того, нужен федеральный закон «О едином рыночном энергетическом хозяйстве страны». И, конечно система выполнения технических регламентов и «иного». И еще, не менее важно, чтобы бесчисленные монопольные структуры в РФ развивались не формате самозанятости, а в рамках программ эффективного конечного использования энергии.

 

Литература

  1. Яровой Ю.В. Появилась надежда, что ситуация в теплоснабжении будет меняться в лучшую сторону//Энергосбережение. 2013. № 3. С. 36-40.
  2. Макаров А.А. Нуждается в совершенствовании//Энергетика: экономика, техника, экология. 1987. № 4. С. 22-23.
  3. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование. Под ред. П.Г. Лахно и Ф.Ю. Зеккера. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. 1076 с. (русск. изд.).
  4. Щелоков Я.М. Энергетика России: вопросы энергоэффективности и политики// Энергосбережение. 2017. № 1. С. 28-32.

 

Авторская колонка. Яков Митрофанович Щелоков — колумнист ЕА, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 20 декабря, 2017 21:17
  1. Azat 21 декабря, 18:50

    Это что еще за вакуумная изоляция?

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

Свежие Новости

Избранное в Telegram