Павел Самсонов. Замена неэффективных котельных с привлечением частных инвестиций – опыт Челябинской области

Главный редактор
By Главный редактор Декабрь 15, 2017 11:38

Павел Самсонов. Замена неэффективных котельных с привлечением частных инвестиций – опыт Челябинской области

13-15 декабря в Челябинске проходит IV Уральский Межрегиональный Энергетический Форум. Представляем материал на основе выступления на круглом столе “Малая энергетика. Альтернативное электроснабжение. Энергоэффективность”.

 

 

 

 

 

 

 

Павел Самсонов, заместитель начальника управления инженерной инфраструктуры Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области

 

В Челябинской области на протяжении последних шести лет проводится целенаправленная работа по реализации проектов модернизации систем теплоснабжения и замене неэффективных котельных с привлечением частных инвестиций. Это приводит к снижению удельных расходов топливно-энергетических ресурсов на отпуск тепловой энергии в котельных, уменьшению потерь энергии в тепловых сетях.

 

 

В регионе организована работа по проведению конкурсных процедур и передаче объектов, находящихся в муниципальной собственности, в концессию, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

На сегодняшний день в отношении 1159 муниципальных объектов заключено 71 концессионное соглашение, в том числе, в сфере теплоснабжения – 36, водоснабжения и водоотведения – 31, в комплексе коммунальных услуг – 3, газоснабжения – 1.

Реализуется комплекс мер по привлечению инвесторов для реализации мероприятий по замене и реконструкции неэффективных котельных, в том числе:

  • заключение долгосрочных тарифных соглашений, инвестконкурсов, концессионных соглашений;
  • финансирование из областного бюджета строительства подводящих сетей к строящимся инвесторами новым котельным, модернизация существующих сетей для дальнейшей безубыточной работы новых котельных;
  • информационная поддержка и координация совместных действий администраций муниципальных образований и инвесторов со стороны Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.

 

До 2014 года работа с инвесторами велась путем заключения 3-сторонних долгосрочных тарифных соглашений (Инвестор, МО и ЕТО) с фиксацией тарифа не только на период окупаемости проекта, но и в течение 2 лет после его окончания.

 

 

Привлечение инвесторов после 2014 года усложнили изменения действующего федерального законодательства, т.к. с 01.01.2014г. утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Сейчас, в основном, работа строится по двум направлениям:

  • проведение муниципальными образовании инвестиционных конкурсов на строительство теплоисточников
  • заключение долгосрочных концессионных соглашений.

Можно выделить основные проблемы, с которыми мы столкнулись по реализации проектов модернизации систем теплоснабжения и замене неэффективных котельных.

  • инвесторы за 6 лет работы уже «разобрали» привлекательные объекты:
    • имеющие наименьший период окупаемости вложений, напрямую связанный с завышенным существующим тарифом (инвесторов отталкивает заниженные в прошлые годы тарифы на тепловую энергию, где зачастую учтена численность персонала и ИТР ниже нормативной, средняя заработная плата заложена ниже определенной отраслевым тарифным соглашением, полезный отпуск завышен и т.д.);
    • имеющие максимально гарантированную своевременную и в полном объеме оплату потребленной тепловой энергии, т.е. объекты с потребителями – бюджетными организациями, а не населением;
  • большинство оставшихся объектов имеют небольшой годовой отпуск тепловой энергии и высокие удельные затраты (на 1 МВт) на строительство новых котельных, что также не привлекает отдельных инвесторов, которые не хотят вкладывать средства в десяток мелких объектов;
  • изменения законодательства в сфере тарифообразования: утратили силу понятные всем нормы постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. №109 о сохранении тарифов на период окупаемости плюс 2 года. Со стороны инвесторов имеются опасения дальнейших изменений «правил игры» в случае новых изменений тарифного законодательства на федеральном уровне (из-за ограничений роста тарифов на тепловую энергию для населения введены субсидии теплоснабжающим организациям, вдруг отменят субсидии, и т.д.);
  • неуверенность потенциальных инвесторов (и отсутствие соответствующих письменных гарантий) в софинансировании работ в части строительства подводящих и модернизации существующих инженерных сетей за счет бюджетных средств в связи с дефицитом областного и местных бюджетов, информация о которых размещается в СМИ;
  • основные инвесторы, которые работают не первый год, что называется «набили шишки», т.е. получили негативный опыт реализации отдельных проектов и к новым объектам подходят с особой осторожностью, просчитывая по нескольку раз все возможные риски.

Всего за 6 лет в Челябинской области проведена работа с более, чем 130 потенциальными инвесторами, было реконструировано и заменено 186 неэффективных котельных, сокращены ежегодные убытки на сумму около 420 млн рублей, привлечено средств инвесторов на сумму более 2,3 млрд. рублей, из областного бюджета выделено около 1,5 млрд. рублей на строительство и модернизацию существующих инженерных сетей.

 

 

Кроме того, был реализован инвестиционный проект по замене неэффективных котельных в четырех муниципальных образованиях объектами когенерации с привлечением инвестиционных средств в размере 2,4 млрд. руб. При этом в качестве меры поддержки была предоставлена государственная бюджетная гарантия на обеспечение проекта за счет средств бюджета Челябинской области.

Существующие проблемы выдачи электроэнергии в сеть энергосистемы удалось решить за счет тщательного выбора места размещения объектов рядом с крупными потребителями энергии и заключения долгосрочных договоров на покупку электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии ПАО «Челябэнергосбыт».

 

 

В 2017 году в связи с отказом Учалинского ГОКа от теплоснабжения был осуществлен проект модернизация системы теплоснабжения п.Межозерный со строительством новых котельных (15 МВт и 2-х котельных по 300 кВт), модернизацией ЦТП, тепловых и водопроводных сетей, газификацией частного сектора.

 

 

Котельная мощностью 15 МВт построена инвестором АО «Челябоблкоммунэнерго» (инвестиции около 50 млн руб.), введена в эксплуатацию в отопительный сезон 2017-2018 годов. Со стороны областного бюджета было выделено софинансирование в сумме 51,5 млн рублей.

Всего общий объем инвестиций в коммунальную энергетику Челябинской области за 6 лет превысил 4,7 млрд. руб.

В 2017 году с привлечением средств инвесторов (более 240 млн рублей) были осуществлены мероприятия по уходу от 22 неэффективных котельных (убытки по которым составляли более 61 млн рублей). Наиболее крупные котельные это п.Межозерный (15,5 МВт), п.Запрудовка (8,9 МВт), п.Первомайский (31,7 МВт), г Кыштым ОАО «Кыштымский абразивный завод» (6 МВт).

На перспективу планируется работа по ежегодной замене и реконструкции 10-12 котельных в год с завершением работ по уходу от неэффективных котельных к 2022 году.

Реализация мероприятий по замене неэффективных котельных направлена в первую очередь на ликвидацию сверхнормативных потерь, которые не должны возмещаться из областного бюджета, но их наличие приводит к росту долгов за ТЭР и ставит под угрозу срыва своевременное начало отопительного сезона.

Также мы начинаем работать с использованием нового механизма государственной поддержки в рамках тиражируемого кредитного коробочного решения ПАО «Сбербанк России». В настоящее время прорабатываются варианты реализации проекта по модернизации системы теплоснабжения г.Сатки Челябинской области.

 

 

От собственника котельной было получено уведомление о прекращении в 2018 году предоставления услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям. Инвестором (АО «Энергосистемы») прорабатывались различные варианты теплоснабжения.

 

 

С учетом необходимости соблюдения ограничений по росту тарифа для населения рассматривается возможность снижения затрат инвестора по реализации проекта, в том числе по газификации частого сектора старой части г.Сатки за счет бюджетных средств и компенсации процентной ставки за пользование кредитными средствами за счет привлечения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

 

О реализации энергоэффективных проектов

В рейтинге энергоэффективности, составленном Минэнерго России в ноябре 2017 года, Челябинская область поднялась на 3 позиции и занимает 7-е место из числа 43-х регионов со второй категорией бюджетной обеспеченности (с индексом бюджетных расходов от 0,7 до 1).

 

 

Область является регионом-лидером по количеству энергосервисных контрактов и занимает 3-е место в России с объемом инвестиций в энергосервис в размере 525,8 млн рублей.

Среди заказчиков энергосервисных услуг преобладают организации бюджетного сектора и объекты электросетевого хозяйства.

За 6 лет в период 2012-2017гг. в области было заключено 82 энергосервисных контракта, в том числе по отраслям:

  • теплоснабжение – 42,
  • электроснабжение – 36,
  • комплексных – 4 контракта.

Наиболее значимые энергосервисные контракты заключены в целях модернизации уличного освещения в Кыштымском, Южноуральском городских округах, Агаповском муниципальном районе.

Проект по уличному освещению, реализуемый в Южноуральском городском округе с 2016 года с объемом инвестиций в 26,579 млн рублей и сроком реализации 7 лет предполагает достижение экономии средств на оплату электроэнергии в размере 84% или 4,4 млн руб. в год за счет снижения ежегодных затрат с 5,3 млн руб. до 0,9 млн руб.

Экономия электроэнергии достигается за счет использования эффективных светодиодных светильников, отключения части светильников в ночные часы и применения диммирования, позволяющего снизить ночную освещенность до 50%.

В целях стимулирования муниципальных образований к заключению энергосервисных контрактов территориям, гарантирующим заключение энергосервисного контракта на замену светильников, выделяются средства в рамках государственной программы энергосбережения на реализацию мероприятий по диспетчеризации и модернизации сетей.

Так, в 2016 году Саткинскому муниципальному району были выделены средства в сумме 14 млн руб. на диспетчеризацию уличного освещения, а в 2017 году администрацией заключен энергосервисный контракт стоимостью 45,3 млн рублей (период реализации 7 лет).

Кроме того, в области существует уникальная практика внедрения энергосберегающих мероприятий в многоквартирных домах по установке автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и систем диспетчеризации теплоснабжения с использованием схемы энергосервиса.

Первоначально были заключены энергосервисные контракты для 95 многоквартирных домов в г.Троицке. Работы велись ООО «Соверен-сервис» и ООО “Теплостандарт”. Основой успешной реализации контрактов являлась работа с собственниками помещений МКД по организации общего собрания и разъяснению порядка финансирования и перспектив экономической эффективности проводимых энергосберегающих мероприятий.

Населению было показано, что собственники не несут дополнительных расходов на установку энергоэффективного оборудования и его обслуживание, а возврат инвестиций осуществляется в течении 2-х лет, из экономии средств, которая получается при выполнении энергосберегающих мероприятий.

По итогам успешной реализации вышеуказанных контрактов за три последних года было заключено еще 49 энергосервисных контрактов в г. Кыштыме, г. Карталах, пгт. Красногорский и г.Озерске.

Особо надо отметить совместную работу Челябинской области и Фонда содействия реформированию ЖКХ по реализации крупных инвестиционных проектов.

 

 

Так, по причине высокого физического износа и низкой рентабельности теплотехнического оборудования, обеспечивающего теплоснабжение центральной части г.Троицка от ПАО «ОГК-2» (Троицкая ГРЭС), руководство ПАО «ОГК-2» уведомило администрацию города Троицка о прекращении с 01.01.2018г. теплоснабжения центральной части города Троицка. Из-за отсутствия альтернативных источников теплоснабжения было принято решение о строительстве новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями. И в августе 2017 года Правлением Фонда принято решение о предоставлении региону финансовой поддержки в сумме 300 млн руб. на реализацию этого проекта.

 

Реализация проекта модернизации запланирована до конца 2017 года.

Общая стоимость проекта модернизации 557,758 млн рублей, в том числе средства финансовой поддержки Фонда 300 млн руб., средства участника проекта ООО «Перспектива» 257,758 млн. рублей.

 

Проект модернизации реализуется в рамках концессионного соглашения от 28.04.2017 года, заключенного между Челябинской областью, Троицким городским округом и ООО «Перспектива». Генеральным подрядчиком является АО «ЭНКОМ». По состоянию на сегодняшний день общая готовность проекта модернизации составляет 84%.

Надо отметить, на сегодняшний день только эта схема себя хорошо зарекомендовала, и она реально работает.

 

 

 

В то же время, сейчас государственная поддержка осуществляется Фондом только на возмещение затрат по уплате процентов по долгосрочным кредитам и облигационным займам и выполнение работ по инженерным изысканиям в целях подготовки проектной документации объектов капитального строительства, что не так интересно для инвесторов.

Считаю, что нужно продолжить предоставление федеральной поддержки на строительно-монтажные работы, выполняемые в рамках концессионных соглашений. Особенно это актуально для малых населенных пунктов, где срок окупаемости проектов (особенно по водоснабжению и водоотведению) без государственной поддержки при существующем тарифном законодательстве достигает 50-80 лет.

Улучшить ситуацию по привлечению инвестиций могло бы внесение законодательной инициативы о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» в части увеличения нормы прибыли по инвестпроектам с 7% до 20% от затрат на производство и реализацию продукции, что позволило бы снизить срок окупаемости новых проектов.

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

Главный редактор
By Главный редактор Декабрь 15, 2017 11:38
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram