Кейсы энергосервиса-2

SRO 19
By SRO 19 29 ноября, 2017 00:09

Кейсы энергосервиса-2

Кто формирует перечень мероприятий на энергосервис, каковы гарантии на работы, снова о выборе метода определения объема потребления до и после мероприятий, какой должна быть достигнутая экономия – эти вопросы на примере конкурсной документации на энергосервис в изложении профессионала.

Итак, второй кейс в рамках разбора конкретных примеров конкурсной документации по энергосервису, опубликованной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок .

Закупка № 0154200002717001845 (переход по ссылке).

Заказчик: Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница».

Размещение осуществляет: Управление государственных закупок Орловской области.

Объект закупки: закупка услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Бюджетного учреждения Орловской области «Ливенская ЦРБ».

Размещено: 30.10.2017 г.

Для информации: любой энергосервисный контракт, заключенный в рамках закона № 44-ФЗ, должен учитывать требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 г. №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)».

 

Первое, что обращает на себя внимание — формирование Перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта. В соответствии с п.1 Приложения 1 к Постановлению №636, перечень мероприятий формирует либо Заказчик (с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения), затем включая его в конкурсную документацию, либо участник закупки, с которым заключается контракт, в заявке на участие.

В рассматриваемом проекте энергосервисного контракта предложена своя трактовка данной процедуры.

Пункт 3.1.2. проекта контракта:

«В целях реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов на Объектах Заказчика, разработать и согласовать с Заказчиком перечень энергоэффективных мероприятий (далее – перечень ЭЭМ), направленных на энергосбережение и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов объектов в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1).

Срок согласования перечня ЭЭМ должен составлять не более 3 месяцев»

На мой взгляд, подобная процедура не соответствует требованиям Постановления №636. Либо Заказчик сам должен сформировать перечень мероприятий в конкурсной документации, либо дать возможность участнику закупки сформировать этот перечень в заявке на участие, но обе процедуры предусмотрены ДО заключения контракта!

 

Второе. В проекте контракта не указано, каким способом определяется объем потребления энергетического ресурса ДО реализации исполнителем перечня мероприятий, а также не выбран порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении ПОСЛЕ реализации исполнителем перечня мероприятий, что не соответствует пп. 6 и 7 Приложения 1 Постановления №636.

При этом, в разделе 1 проекта рассматриваемого контракта «Термины и понятия» дано определение:

«Энергетический базис» — установленный при подписании Договора и рассчитанный исходя из потребления за год, предшествующий году заключения Договора, объем потребления всех энергетических ресурсов, в отношении которых осуществлялись ЭЭМ (Приложение № 5). Энергетический базис рассчитывается на основании данных приборов учета используемого энергетического ресурса с учетом планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного Заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в 2016 году. В случае определения объема потребления электрической энергии расчетно-измерительным способом Энергетический базис потребления указанных энергетических ресурсов в базовом периоде 2016 году определяется в соответствии Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.02.2016 г.  № 67.

Мы уже рассматривали подобную ситуацию в прошлой публикации (читать), кратко остановлюсь на конкретной ситуации.

Способ определения объема потребления в базовом периоде уже определен при формировании НМЦК закупки, и в соответствии с абзацем 7 пункта 4.2. проекта контракта «определяется по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенного при помощи приборов учета…», который составил в указанном периоде 1 498 185,20 кВт. Для чего предусматривать еще какие-то «случаи»?

Однако, в разделе III конкурсной документации «Описание объекта закупки» пунктом 5 «Характеристика объекта, в отношении которого предполагается осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Перечень оборудования, принадлежащего заказчику, подлежащего замене в ходе проведения энергосберегающих мероприятий в системе освещения:» предусмотрен «Расчет потребления электрической энергии в базовый 2016 год (на цели внутреннего освещения) в соответствии с «Методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении»», который составил 365 321,20 кВт.

Т.е. для определения НМЦК, от которой формируются все показатели по планируемой закупке (изменения плана закупок и плана-графика закупок, определения минимального размера достижения экономии, расчет обеспечения заявки и исполнения контракта) базовый период определяется по прибору учета, а для «Описания объекта закупки» прикладывается «Расчет в соответствии с Методикой определения расчетно-измерительным способом».

Для чего все эти сложности и несоответствия?

Если предполагается в отчетном периоде применять расчетно-измерительный способ определения объемов потребления, то еще раз обращаю внимание на пункт 1.6. Методики:

«Способы определения значений объема потребления энергетических ресурсов, параметров мощности и времени работы системы, периоды, время и точки проведения измерений (наблюдений) в отчетном периоде должны быть аналогичны используемым в базовом периоде»

Следовательно, в базовом периоде также должен быть применен расчетно-измерительный способ определения объемов потребления, — он же и будет фактическим объемом потребления в базовом периоде для расчета НМЦК.

При этом, в соответствии с пунктом 2.2. Методики

«Для определения расчетно-измерительным способом объема потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения в базовом и отчетном периодах определяется перечень категорий помещений (i), в которых будут проведены измерения, на основе их функционального назначения, периодов времени их использования»

В данной конкурсной документации нет даже упоминания о «перечне категорий».

 

Третье. Раздел 7 проекта Контракта «Гарантии».

Абзацы 2 и 3 пункта 7.1. проекта контракта предусматривают:

«Гарантии на материалы, изделия и оборудование предоставляются в соответствии с условиями заводов-изготовителей.

Гарантийный срок начинает исчисляться с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки результатов реализации соответствующего мероприятия (этапа мероприятия) по энергосбережению и повышению энергетической эффективности»

При этом ни в данном разделе, ни по тексту проекта контракта нет ни слова о гарантийном периоде на выполненные работы в течение всего срока действия контракта (в данном случае 7 лет). Но в данном случае имеет место только «в соответствии с условиями заводов-изготовителей».

Учитывая, что Заказчик покупает услугу по достижению экономии энергоресурса, каким образом его должны затрагивать условия заводов-изготовителей? Это непосредственные правоотношения Исполнителя с поставщиком оборудования. Заказчик должен получить гарантию от Исполнителя на работу установленного в рамках исполнения контракта оборудования на весь срок действия контракта. Желательно, конечно, чтобы гарантия действовала еще какой-то разумный период (например: плюс один год по исполнению контракта).

И еще несколько чисто практических вопросов по данной конкурсной документации, которые, на мой взгляд, не затрагивают интересы самого Заказчика, а имеют целью обеспечить более комфортные условия для потенциального Исполнителя контракта.

 

Четвертое. Пункт 3.1.3. проекта Контракта:

«Оказать услуги по реализации перечня ЭЭМ не позднее 12 (двенадцати) месяцев с момента заключения настоящего Договора»

Из каких соображений появляется именно 12 месяцев? Ведь в течение указанного срока у Заказчика не будет даже формальных оснований осуществить закупку для замены перегоревших световых приборов и предъявить претензию Исполнителю за несоблюдение сроков внедрения мероприятий. Работы по замене системы освещения не носят сезонный характер. Для чего такая преференция по срокам исполнения?

 

Пятое. Из каких соображений рассчитывался «минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за весь период действия контракта»? В соответствии с условиями настоящей конкурсной документации, указанный минимальный размер экономии составил 517 140,20 рублей за срок действия контракта. Учитывая, что сумма НМЦК составляет 66 489 459,18 рублей, расчетный процент минимальной экономии составляет менее 1%!

Данный показатель «минимального размера экономии» зачастую всеми воспринимается как формальный, и влияет только на расчет суммы обеспечения исполнения контракта, но должна же быть какая-то относительная разумность к выставляемым условиям!

 

Вывод: компетенций в вопросах применения тех или иных особенностей энергосервисной закупки недостаточно не только у ответственных лиц Заказчика, но и у привлекаемых для подготовки такой закупки «профессиональных консультантов». Ответственность же за подготовку конкурса, напоминаю, лежит исключительно на Заказчике.

 

Авторская колонка. Павел Карастелин — отраслевой эксперт, практик в области энергосервиса

Не согласны? Есть вопросы? Комментарии? Внизу страницы, добро пожаловать!

 

Также читать

Кейсы энергосервиса-1. О выборе способа определения объема потребления. ЭСКО vs рассрочка

Читать все статьи Павла Карастелина по теме «Энергосервис»

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 29 ноября, 2017 00:09
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

Свежие Новости

Избранное в Telegram