Умный город: пришить ногу

SRO 19
By SRO 19 13 ноября, 2017 23:07

Умный город: пришить ногу

Послушать профи на специализированных конференциях, так умный город – это очень просто. Вот смета (тут мэры бьются в судорогах), а дальше все сделают специально обученные люди, и будет всем счастье. Нет, не будет. Это нога, которую вы не можете пришить, она очень красивая, но отдельно. А пациенту нужна не нога, ему надо ходить. Нужен диалог, где айти и телекомы объяснят администрациям, что можно, и как может быть, а те сформируют собственные ТЗ и, в свою очередь, не будут лукавить о своих реалиях. И только совместные команды смогут сделать реальные проекты умных городов. Пришьют ногу, чтоб все работало, чтоб ходить.

 

К 2050, согласно прогнозу ООН, в городах будет проживать 85% населения. Здесь основное потребление ресурсов, здесь же выбросы в атмосферу, здесь основная конкуренция – за все ресурсы – инвесторов, бизнес, экономически активных горожан, за добавленную стоимость, в конце концов.

И основные вызовы сегодня – именно к городам. Экология, переход к устойчивому развитию, смена технологического уклада, цифровизация – все это коснется энергетики, транспорта, жилья и других сфер и наиболее ярко проявится для нас через город.

Мировые тенденции ведут к цифровой трансформации и приоритету устойчивого развития. Предъявляются повышенные требования к надежности, эффективности и устойчивости на протяжении времени применяемых проектировочных и инженерных решений, технологий и оборудования. Меняются применяемые технические и технологические решения, модели взаимодействия участников, экономические и мотивационные, бизнес-модели. Это внешние условия.

И «у них», и «у нас» потребности человека заключаются уже не только в безопасности и тепле, а в комфорте, возможности вести собственный образ жизни и влиять на окружающую среду. Город становится интерактивной с жителями системой.

При этом в российском городском хозяйстве модели взаимодействия в последние годы тоже претерпели изменения, как и структура собственности. Каковы ареалы и рычаги влияния органов местного самоуправления? Бюджетные возможности? Мотивация? Горизонт планирования?

Для российских городов характерен продолжающийся износ инженерной инфраструктуры Десятилетия «инвестиционного игнора» не прошли даром, и теперь, чтобы догнать отставание, нужно бежать очень-очень быстро, то есть инвестировать опережающими темпами. Один наглядный пример: несмотря на несколько лет реализации программы расселения из ветхого и аварийного жилья, вложенные средства и обновленные миллионы квадратных метров, величина оставшихся ветхими и аварийными осталась практически прежней.

Одновременно растут запросы горожан на качество ресурсов и услуг, городской среды. Добавим весьма своеобразную нормативную базу, сложившуюся в секторе ЖКХ исторически. Она формировалась не с нуля, а наслоениями, и сегодня, никто не скрывает, регуляторика только учится создавать условия для инвесторов и бизнеса.

С одной стороны, цифровизация в этих условиях может дать дополнительные преимущества, а smart city стать ответом на имеющиеся вызовы.

В умном городе главное – не связь и датчики, а система управления и определенные стандарты в основе городского развития. Умный город – не означает оцифрованный, да и каково сегодня качество процессов, и что можно получить в результате их оцифровки? У нас все делается в одно окно? Количество согласований и документооборота минимально? Коммуникации оптимальны? Решения принимаются по понятному алгоритму? А если нет, какой смысл создавать цифрового двойника всему этому? Цифровизация – это принципиально новые возможности и подходы, а не диджитал-хаос.

Вот и получается, что зачастую предложения профессиональных разработчиков и интеграторов, айти и телекомов, со все более совершенными продуктами и платформами – пока отдельно от реалий и потребностей российских городов, пусть даже миллионников.

«Умный город» принято представить в составе нескольких ключевых принципов:

  • «умная экономика» (инновации, предпринимательство, сотрудничество вовне);
  • «умная связь» (среда передачи и обработки данных с учетом безопасности, открытых стандартов, высоких скоростей передачи);
  • «умная мобильность» (транспортная доступность);
  • «умное правительство» (электронные услуги, участие населения в принятии решений, прозрачность управления, социальные услуги);
  • «умный образ жизни» (медицина, образование, культура, наука, общины и сообщества);
  • «умные люди» (квалификация, лояльность, креативность, социальная активность);
  • «умная окружающая среда» (менеджмент ресурсов, снижение экологического следа);
  • «интеллектуальные электросети» (смарт-грид) с элементами самобалансировки;
  • «умный учет» (дистанционное снятие показаний с приборов учета, диагностика состояния инженерного оборудования).

Мировой опыт уже появился, и есть чему поучиться. Можно идти от отдельных узких проектов – телемедицина, например, или умный транспорт. Но даже если так, а тем более, если замахиваться на комплексный проект, решения должны быть растущими, масштабируемыми и совместимыми. Барселона, например, как один из пионеров городского смартнесса, недавно отрефлексировала свой опыт. Выводы – единая платформа и открытость данных. Собирать данные не великая хитрость и, в общем, дело техники. А вот их обрабатывать на благо горожан, закрывая их потребности – уже сложнее. Будет легче, если это будет делать массово бизнес, но для этого данные надо открыть. На что непросто решиться. Готовы ли наши города к этому?

В каждом городе собственная специфика, экономический профиль, сочетание климатических, географических, структурных и иных факторов. С той же цифровизацией мы тоже стартуем не с нуля. У всех есть всякие разные базы данных, региональные сегменты ГИСов, у ресурсников и сбытов – собственные феодальные системки и продукты о потреблении ресурсов, и так дальше по всем ведомствам. Они решали и решают свои задачи лучше или хуже, но если нужен «умный город» — с ними придется что-то решать – делать все с нуля или договариваться и унифицировать и синхронизировать.

Можно пытаться обходиться коробочными решениями «уличное освещение – транспорт – ЖКХ», но и там придется принимать непростые решения по их приземлению в каждом конкретном городе. А в результате каждому нужен собственный микс технологий и решений под свои уникальные потребности, что требует не покупок готовых решений, а стратегирования и разработки собственного ТЗ.

То есть профи рынка айти-разработок молодцы, но теперь, чтобы продать сделанное, надо научиться проектировать будущее с городскими командами. Ну, чтоб ногу пришить. Немножко другая модель бизнеса.

 

upd. Коллеги напомнили еще один вопрос, денежный. Читаешь зарубежный опыт — решения смарт сити помогают городам быть эффективнее и экономить либо зарабатывать. Смотришь у нас — сметы, от которых дергается как минимум глаз.

А зато поэтому решения типа энергосервиса в уличном освещении, которые далеко не смарт сити, гораздо более понятны и объективно востребованы, потому что не требуют затрат, помогают экономить и улучшают качество среды (ну если хорошо сделано). Вот пока такой уровень умности. Остальное — цитирую коллег, «игрушка для богатого мэра». Или я ошибаюсь?..

 

Мария Степанова — отраслевой эксперт, член Рабочей группы по вопросам повышения энергоэффективности при Открытом Правительстве, главный редактор ЕА.

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 13 ноября, 2017 23:07
Добавить комментарий

6 комментариев

  1. М.Б.Шехтман 14 ноября, 10:21

    Отличный призыв. Вот только к кому?

    1. «Цифровизация» — это замена давно существующего понятия «автоматизация бизнес-процессов».
    2. Классика: Сначала надо отстроить бизнес-процессы и только потом их автоматизировать. Автоматизировать беспорядок (скажем так) можно, но результат будет близок к нулю. Примеров (разнообразные ГИС) множество.
    3. Иногда беспорядок только кажущийся. За ним скрыты определенные интересы.
    После презентации проекта по умному учёту один высокопоставленный чиновник задал вопрос: «Так что, теперь все станет понятным и прозрачным?». Я радостно ответил: «Да!» .
    -«А вот хорошо ли это?» — задумчиво сказал он..
    В результате проект был благополучно похоронен.

    Reply to this comment
    • Главный редактор 14 ноября, 11:07

      Михаил Борисович, спасибо, совершенно согласна! Это и пыталась сказать.
      а) города не всегда готовы распутывать клубок интересов, который формировал и сформировал «исторически сложившийся» порядок
      б) разработчики не готовы в этом разбираться, хочется выдать на гора готовое сверкающее решение.
      Но придется сходиться?

  2. М.Б.Шехтман 14 ноября, 11:27

    Если будет твёрдая политическая воля — то Да.

    (Ещё из классики: » Не было чётких указаний, барин»)

    Reply to this comment
    • Главный редактор 14 ноября, 17:36

      Точно.
      В общем, квинтэссенция:
      1) Контроль со стороны первого лица
      2) Готовность исполнителя докручивать продукт под специфику заказчика.

  3. MarEv 18 ноября, 12:07

    Абсолютно согласна с Михаилом Борисовичем! В перечень необходимо добавить «умные руководители», подразумевая честные, продвинутые, нравственные, пришедшие к власти для того, чтобы создавать благо для людей, а не для себя. Поэтому, в первую очередь, перед твердой политической волей надо поставить «желание» первых лиц

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

Свежие Новости

Избранное в Telegram