Алексей Аникин. Ночь. Улица. Фонарь. Владимир

SRO 19
By SRO 19 10 ноября, 2017 00:45

Алексей Аникин. Ночь. Улица. Фонарь. Владимир

Энергосервис остается одним из главных инструментов привлечения внебюджетных инвестиций в модернизацию инфраструктуры городов. Не секрет, что пионерами являются проекты в сфере уличного освещения – нормативная база и методики расчетов позволяют точнее прогнозировать экономию и обеспечивать возвратность вложений. Представляем рассказ еще об одном из таких проектов – энергосервисном контракте на модернизацию уличного освещения во Владимире.

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Аникин, генеральный директор «Световые Технологии ЭСКО».

 

Энергосервисный контракт «Модернизация и повышение энергетической эффективности уличного освещения г. Владимира» характерен не только положительными отзывами Заказчика, но и благополучной и качественной реализацией, в т.ч. выбором примененных технических решений и самой продукции —  светодиодных светильников и компонентов.

Главную причину успешности и качества мы видим в том, что, выступив контрагентом для муниципалитета в проекте как компания, являющаяся дочерней структурой одного из крупнейших российских производителей светотехники, поставили в приоритет качество применяемого оборудования и самого проекта, а не его финансовый результат.

Помогло, что после модернизации уличного освещения в 2015 году в городах Ковров и Гусь-Хрустальный мы получили большой положительный опыт в виде улучшений и дополнений к базисам технической подготовки проекта, юридических аспектов, прав и обязанностей сторон, социальной составляющей (отношение служб Заказчика, сторонних муниципальных организаций и самих жителей города), оптимизации самого процесса реализации проекта и последующего сервиса.

Проект модернизации освещения во Владимире по сей день считается самым сложным по множеству факторов – по объёму, сложности проектирования и подготовки проекта, вопросам производства качественного и подходящего оборудования, приемлемого финансового результата и коммуникаций, а также последующего сервиса объекта.

Заказчиком проекта выступило Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Владимира. Наша компания – ООО «Световые Технологии ЭСКО» — как исполнитель взяла на себя также проектирование и дизайн.  Подрядчиком по монтажу, пуско-наладке и партнёром по сервисному обслуживанию стала местная компания ООО «ВладИнжиниринг – Групп» — уже проверенный и зарекомендовавший себя партнер по предыдущим проектам с большим опытом работ в энергетике. Часть финансирования была предоставлена в виде кредитных ресурсов ПАО «ВТБ».

 

Моделирование освещенности

Начать с того, что проект освещенности и форматирование по типам светильников создавали практически с нуля, т.к. информация о характеристиках городских улиц и дорог практически отсутствовала. Создать картину по номиналу используемых натриевых ламп не представлялось возможным, т.к. доминировали лампы ДНаТ мощностью 70-100 Вт, не всегда выполнявшие норматив по освещенности проезжих частей города.

Надо отметить, что речь идет не просто о замене светильников, а о расчетах освещенности в зависимости от категорийности дорог для исполнения норм освещенности согласно ГОСТ 55706-2013 и СП 52.13330-2011.

На основных городских улицах (4 полосы движения и более) были установлены светильники на 120 Вт (до модернизации стояли 250 Вт ДНаТ). На второстепенных дорогах установлены светильники мощностью 90, 75 и 55 Вт. Во дворах (до модернизации – ДНаТ 150 Вт, 100 Вт, 70 Вт) – новые светодиодные светильники мощностью 35 Вт (созданы по новой технологии COB со стеклянной защитной линзой). Фактические замеры показали, что уровень освещенности главных улиц увеличился на 17%, а дворов – на 25%.

Среднее увеличение освещённости составляет 20-22%. Изменился и главный показатель качества света – индекс цветопередачи (вырос с 20 до 70).

Примечательно, что светильники ЖКУ, работавшие до модернизации, имели качественную комплектацию (в основном, Philips Malaga, лампа ДНаТ Philips Elite, дроссель Vossloh Schwabe), сделавшую хорошую конкуренцию по эффективности и качеству против светодиодов. Однако, по результатам уже проведенных замеров, даже они проиграли в энергоэффективности более чем на 65%.

Дополнительно были произведены и использованы в проекте специальные светодиодные модули для модернизации исторических «пушкинских светильников», чтобы не менялся внешний вид опор и самих светильников. Они расположены на ул. Б. Московская, и этот архитектурный ансамбль, включая светильники, находится под охраной UNESCO.

Параметры освещенности проверялись комиссией в составе представителей ГИБДД, Управления ЖКХ администрации города, областного Фонда энергосбережения и энергоэффективности. Замеры были сделаны во дворах и на дорогах общего пользования I, II и IV категорий. Отдельная комиссионная проверка установленной системы освещения, а также АСКУЭ и АСУНО была проведена аккредитованной лабораторией Александровского испытательного центра ООО «АИЦ». Все значения соответствуют нормативам и превышают значения ГОСТ и СП.

 

Светильники

Было модернизировано освещение 296 улиц – заменены 13 647 светильников с лампами ДНаТ (70, 100, 150, 250 Вт). Использовались светодиодные светильники производства МГК «Световые Технологии» специализированной серии — 35, 55, 75, 90, 120 Вт для консольных светодиодных светильников, 75 Вт для светодиодных прожекторов архитектурной подсветки и 60 Вт для специальных модулей для «исторических» светильников по ул. Б. Московская.

Использованные светодиодные светильники и компоненты отечественного производства отвечают всем требованиям и нормам по электротехническим параметрам, нормам освещенности при корректном применении, быстры и удобны при монтаже, а также требуют минимального ухода во время эксплуатации (буквально – регламентной очистки от грязи и пыли), так что у городских служб проблем с ними не будет.

 

Автоматизация и управление

Для контроля работы новой системы, сбора данных о потреблении электроэнергии, регулирования режимов были установлены системы АСКУЭ и АСУНО.

Изначально 300 трансформаторных и распределительных подстанций были не оборудованы системами автоматизированного управления (АСУНО), диспетчеризация осуществлялось каскадным способом, оснащенность системами АСКУЭ составляла 50%.

В проекте применена система управления освещением, объединяющая в себе системы АСКУЭ и АСУНО на каждой ТП (РП). Она позволяет контролировать работу системы освещения. Регулирование производится автоматически согласно графику, утверждённому городом, а также может изменяться по сигналу диспетчера. Работа системы может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режиме.

Кроме того, система автоматически собирает данные о потреблении электроэнергии, позволяет объединять полученные данные параметризации и текущего состояния в единый интерфейс, использует мнемосхемы для выявления нештатных (аварийных) ситуаций.

 

Этапы

С середины лета до конца осени 2016 года осуществлялись поставка и монтаж оборудования. Одновременно в городе работали 6-8 бригад.

Необходимое оборудование – сами светодиодные светильники и шкафы ТП (РП) были заранее собраны и подготовлены к монтажу. Это значительно увеличило качество выполняемых монтажных работ, сэкономило время и повысило скорость монтажа, особенно при неблагоприятных погодных условиях.

Приёмка и пуско-наладочные мероприятия были проведены с середины ноября до конца декабря 2016 года. Была открыта горячая линия для жителей города, желающих задать вопросы или сообщить о проблемах с уличным освещением.

 

Социальный эффект

Безусловно, стало не просто светло, а качественно и безопасно. Город стал светлым, очень наглядной и заметными стали архитектурная подсветка и рекламные козырьки, словно вынырнув из волн света цвета «рыбьего жира».

Надо отметить, что социальный эффект в процессе реализации самих энергоэффективных мероприятий был достаточно разносторонним – начиная от прокурорских проверок по заявлениям жителей по итогам прочтения статей из «жёлтой» прессы и заканчивая вечерними рейдами по заявителям с уполномоченными сотрудниками Заказчика для подтверждения или опровержения фактов ненормативной работы системы уличного освещения. Однако ни одного факта плохой работы или недостатка освещенности в итоге не подтвердилось.

Много положительных отзывов о данном контракте есть в интернете, в основном, это пресса самой области и благодарные жители, блогеры. Не скрою, есть и негатив, «тёмная сторона» информационного сообщества, муссирующая слухи, которые никакими фактами при разбирательстве не подтверждаются.

Честно сказать, очень большого труда стоило добиться доверия и уважения со стороны Заказчика и постепенно перейти в статус от «афериста» до «подрядчика», а потом и до настоящего «инвестора», как и должно быть изначально. Причины этому – нашумевшие и негативно влияющие на рынок ЭСКО в освещении неуспешные и проблемные контракты по модернизации освещения в муниципалитетах (Петрозаводск, Рязань и проч.). Это отнимает много сил и времени в проекте, даже несмотря на наш опыт и отличный результат 2015 года в том же регионе.

 

Результаты

С 1 января 2017 года и до 1 января 2026 года (проект рассчитан на 9 лет) происходит актирование экономии, сервис и гарантийное обслуживание оборудования.

Ввиду необходимости более точной оценки экономии, а также бюджетирования средств Заказчика для будущей оплаты электроэнергии на нужды уличного освещения в настоящее время (осень 2017) проект, помимо актирования экономии, находится также на стадии верификации факторов, влияющих на достижение экономии в расчётном периоде – выявляются незаконные подключения, дополнительные системы освещения, рекламные конструкции и проч., согласно ГОСТ Р 56743-2015 (ежегодная инвентаризация).

Правда всегда одна, и это — постоянная качественная и полная информация об объекте энергосервиса в любое время суток, сезона и времени. Это будет являться 100% залогом корректного моделирования и бюджетирования как со стороны Заказчика, так и со стороны Исполнителя, такова наша позиция.

 

Общие данные

Срок действия контракта – 9 лет.

Согласно условиям, 1% экономии ежемесячно остаётся в распоряжении Заказчика.

Плановая экономия электроэнергии – не менее 58%, фактическая экономия за уже прошедший период – в среднем, 63-65%.

Совокупная экономия за срок действия контракта ожидается в размере более 45 млн кВт*ч, экономия на платежах за электроэнергию, расчетно, составит более 226 миллионов рублей.

Срок окупаемости проекта без учёта роста тарифа — 9 лет. C учётом субсидирования – 5,92 лет.

Но за цифрами и техническими параметрами мы с удовлетворением видим изменения, произошедшие в городе: новый свет – новое качество жизни. Безопаснее улицы, привлекательнее здания, комфортнее жителям.

По достигнутым результатам можно сказать, что применяемый финансовый, технический и юридический «конгломерат» доказал свою максимальную эффективность и показал прекрасный результат для подобного рода инвестиционных проектов.

Возможно, этот проект станет примером для Заказчиков и Исполнителей и породит череду красивых и по-настоящему качественных и светлых проектов в энергосервисе в освещении, и мы, наконец, перестанем искать скелеты в шкафу у горе-исполнителей по принципу «либо грудь в крестах, либо голова в кустах».

Продолжение следует…

Видео предоставлено компанией  «Световые Технологии ЭСКО»

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 10 ноября, 2017 00:45
Добавить комментарий

10 комментариев

  1. Silver 16 ноября, 19:37

    Коллеги, а вы экономию рассчитывали и получаете по 67 Приказу Минэнерго (расчетно-измерительный способ) или по фактическому потреблению/экономии

    Reply to this comment
    • Аникин Алексей 16 ноября, 20:19

      По фактическому. Экономия рассчитывается на основании показаний приборов учета — счетчиков электроэнергии с учетом факторов, влияющих на экономию.

  2. Евгения 28 ноября, 14:49

    Алексей, а приборы учета были вами поставлены в рамках ЭСК? для того чтобы фактическую экономию считать.

    Reply to this comment
    • Аникин Алексей 28 ноября, 22:47

      Да, помимо АСКУЭЭ, в том числе установили систему АСУНО.
      Приезжайте — все покажем и расскажем.
      Нам есть чем гордиться!

  3. Остап 16 декабря, 23:44

    Как у Вас все здорово… А вот у нас в д.Прокудино, Ильинское СП Кольчигинский р-он, Влад. обл. модернизацию освещения провели за один день. Отключили полдеревни, а другую половину осветили диодами, которые не светят. 30 лет беды не знали и вот пришла Народу что прикажете делать — факелами запасаться или за вилы браться. Куда только не жаловались, все отфутболивают, даже прокуратура не вмешивается — все говорят на птичьем языке, — намыли бабла без всяких проектов и ждут следующих программ…

    Reply to this comment
    • Главный редактор 29 декабря, 11:39

      Остап, не у всех все здорово, вы правы. Исполнители разные, выбор оборудования разный, и результат разный. Надо бы инструкцию для мэров, как контролировать проект по свету…

  4. Остап 26 марта, 12:14

    Прошу консультацию — протокол светотехнического расчета проекта модернизации уличного освещения — это не нормативный документ ??? Не можем истребовать от администрации расчеты даже через прокуратуру. Информация нужна так как по результатам независимых светотехнических расчетов по нормам СНиП 23-05-95 сделанные жителями доказывают, что уличное освещение выполнено не по нормам СНиП, прокуратура встает на сторону администрации считая протоколы не нормативными, разве постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 отменено ???

    Reply to this comment
  5. Евгений Долин 1 апреля, 09:04

    Остап, я бы попробовал переформулировать обращение в прокуратуру.
    Протокол измерений освещенности на улицах населенного пункта является доказательной базой соответствия освещенности по норма Свода Правил СП 52.13330.2016 (ранееСНиП 23-05-95) Естественное и искусственное освещение для данной категории улицы. Измерения должны быть выполнены в соответствии с ГОСТ Р 54944-2012. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности.
    Плюс к этому с 2018 года действует Постановление Правительства 1356, установившее требования по энергоэффективности к светильникам.
    Совокупность этих требований, подтвержденная протоколом является основанием для требования привести в сотоветствие.
    Светотехнический расчет не является к сожалению обязательной частью проектной документации и часто его делает сам поставщик.
    Если районная прокуратура отказывается действовать — обратитесь в региональную.
    Плюс жалобу на бездействия администрации Губернатору и в ОНФ. Скоро сентябрь, выборы и наверняка чувствительность властей повысится.
    Удачи!

    Reply to this comment
    • Главный редактор 1 апреля, 11:11

      Евгений Владимирович, спасибо!
      Это был Е.В.Долин, генеральный директор и член правления Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе.

  6. Остап 9 мая, 08:24

    Уважаемый Евгений Владимирович! Спасибо Вам за подсказку с обращением в прокуратуру, но «ВОЗ» и ныне там. Прокуратура, как межрайонная, так и областная сделали все по уму. Нашли Гаишника с люксметром и провернули все без протоколов измерений, — у них все соответствует СНиП 23-05-95. У нас пролет между столбами– 220м, два светодиода – 30вт, световой поток – 3400лм, о каких нормах и ГОСТах может идти речь? Всего этого маразма можно было бы избежать, если бы в ТУ при согласовании подключения уличного освещения РЭС прописывала всего два слова – ПРЕДЪЯВИТЬ ПРОЕКТ. Если есть другие ходы, подскажите… Обращались в Минэнерго, Минстрой, Владимирская администрация: Контрольный комитет, департамент ЖКХ, Технадзор, МРСК, межрайонная прокуратура, областная прокуратура, администрация г.Кольчугино все заявляют что на основании ст.12 Конституции РФ местная администрация это наши бояре, а мы, жители сельских поселений холопы их. Губернатор понимает что, не зная букв нельзя прочесть книгу, но все уходит вниз. В суд бесполезно, так как зам. Главы местной администрации бывший сотрудник районного суда.

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Свежие Новости

Избранное в Telegram