Энергосервис, взгляд сверху

SRO 19
By SRO 19 30 октября, 2017 15:11

Энергосервис, взгляд сверху

Правительство РФ на днях обсудило, как повышать энергоэффективность. Пока принятые решения рискуют затормозить развитие энергосервиса в бюджетной сфере.

19 октября прошло заседание Правительства РФ, рассмотревшее вопрос «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации», по его итогам были приняты определенные решения.

Регионам вернут субсидии на энергоэффективность

 

Ждать ли перемен

Однако не могу разделить повышенный оптимизм ряда коллег, что это серьезно изменит и активизирует госполитику энергоэффективности, почему бы?

Потому что полномочия по подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности от Минэнерго перешли к Минэкономразвития? Или подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» по пути доклада пошла? Очень спорным кажется мнение, что от смены действующих лиц что-то может гарантированно измениться. Хотя любая встряска в сегодняшнем застоявшемся вакууме бездействия уполномоченных воспринимается как что-то позитивное.

 

Федеральное софинансирование

Зато очень знаковым представляется решение о подготовке «предложения по финансированию мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности экономики Российской Федерации, включая софинансирование соответствующих региональных программ из федерального бюджета».

Все три основных докладчика на заседании Правительства указали на необходимость федеральных субсидий в региональные программы энергосбережения. Предыдущий опыт, оказывается, был положительный. Так что осталось до 1 февраля 2018 года только согласовать с Минфином – в какой форме, какой объеме и на каких условиях федеральный бюджет будет участвовать в региональных программах. Согласованные средства, правда, будут заложены не раньше 2019 года, но зато у нового уполномоченного будет время попытаться все-таки обосновать приоритеты расходной части – кому и сколько.

 

План действий

Особый интерес к ближайшему поручению – до 20 ноября 2017 года внести в Правительство в установленном порядке проект акта об утверждении плана повышения энергетической эффективности экономики.

Интересно отметить, что министр экономического развития в своем выступлении отметил три основных направления реализации указанного плана, первое из которых это «работа по снижению потребления энергии в бюджетной сфере, госкомпаниях, ЖКХ, в том числе за счёт использования механизма бенчмаркинга». Интересная постановка – такое озвучено впервые!

Само название документа претерпело изменения – из обсуждаемого ранее «Комплексного плана» удалось согласовать только «План». Как изменится структура плана, узнаем менее чем через месяц – это если без инсайда.

 

Перспективы энергосервиса

Что бросается в глаза по ходу обсуждения вопроса энергоэффективности на Правительстве – так это ни слова про энергосервис и прочие внебюджетные источники! Ни в докладах, ни в поручениях! Можно догадаться, что энергосервис предусмотрен в какой-то цепочке механизмов того же бенчмаркинга. Но странно, что вопрос федеральных субсидий звучит из уст каждого участника совещания, и звучит как вопрос решенный, а энергосервис нужно высматривать между строк?

А ведь более-менее поступательное движение энергосервис начал именно когда регионы перестали получать субсидии по госпрограмме. Это вполне объяснимо: при освоении бюджетных денег основная задача у всех получателей средств – отчитаться о целевом использовании. Вопрос достижения экономии становится следствием, или игрой цифр на региональном уровне. При заключении инвестиционных контрактов, к коим, безусловно, относится и энергосервисный, факт подтверждения экономии выходит на первый план. Совершенно разный уровень оценки рисков для лиц, принимающих решение.

Поступательное движение энергосервис начал именно когда регионы перестали получать субсидии по госпрограмме

Из характера заявлений на правительственном заседании можно судить, что речь идет о финансировании непосредственно мероприятий. Означает ли это, что готовятся изменения в действующее законодательство для софинансирования заказчиком энергосервисного контракта части первоначальных расходов на внедрение мероприятий? Задача юридически допустимая, в какой-то степени целесообразная, технически трудно реализуемая и с большой коррупционной составляющей.

Возврат к практике повышения энергоэффективности за счет бюджетных средств может существенно притормозить набирающий ход энергосервисный процесс

Любой заказчик предпочтет более понятный механизм обычной закупки, чем закупку по энергосервису, с длящимся циклом исполнения, с особенностями закупочных процедур, регулируемыми отдельной статьей закона, с действующими нормативными проблемами по планированию такой закупки и с непредсказуемыми последствиями на ближайшие 5-7 лет. Про компетенцию по энергосервису и ее отсутствие у всех участников отношений намеренно умалчиваем.

ЕА: Об этом можно почитать здесь:

Павел Карастелин Какая перезагрузка нужна энергосервису

 

Если в федеральном бюджете найдутся средства на энергоэффективность, вкладывать их имеет смысл только в развитие организационной и методологической инфраструктуры, создание условий для привлечения инвестиций, субсидирования финансовых механизмов через институты развития. Да в те же энергообследования, только с понятными целями, задачами и контрольно-надзорными механизмами.

 

Продолжение статьи – «Энергосервис, взгляд снизу» читайте на ЕА через пару дней – какая координация нужна рынку, и в чем его основные барьеры.

 

Авторская колонка. Павел Карастелин — отраслевой эксперт, практик в области энергосервиса

 

Продолжение статьи:

Энергосервис – взгляд снизу

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 30 октября, 2017 15:11
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram