Владимир Закускин. Оценка квалификаций и развитие среднего профессионального образования

SRO 19
By SRO 19 25 октября, 2017 12:48

Владимир Закускин. Оценка квалификаций и развитие среднего профессионального образования

В 2012 году Россия присоединилась к мировому движению WorldSkills, ставящему целью повышение стандартов подготовки кадров за счет развития отдельных навыков. С тех пор ведется большая работа по внедрению новых стандартов в систему среднего профессионального образования, а также и новых видов оценки – экзаменов и аттестаций.

 

 

 

 

 

Владимир Закускин, Советник Генерального директора, Группа компаний ИЭК.

 

В декабре 2016 г. Президент России дал поручение о внедрении демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в качестве государственной итоговой аттестации. А развитие системы подготовки рабочих кадров началось еще раньше – в декабре 2014 в Послании Президента Федеральному собранию звучало: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями». Результатом стало распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 №349-р, утвердившее комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы.

До этих нововведений действовали две возможности – система государственной итоговой аттестации и независимая оценка квалификации от Национального агентства развития квалификаций (НАРК), которая производится через соответствующие центры оценки квалификаций (ЦОК).

В чем же отличия?

Государственная итоговая аттестация является обязательной процедурой для выпускников учебных заведений и проводится в виде теоретического экзамена. Участник лишен возможности продемонстрировать свои навыки и умения. И хотя в положении о проведении ГИА есть пункт о проверке готовности выпускника к практической деятельности, порядок не определен, и обычно его оценивают также теоретически.

Контрольно-оценочные средства готовят преподаватели учебных заведений в конкретном колледже в зависимости от образовательной программы и материально-технической базы. В комиссию по проведению ГИА далеко не всегда входят представители предприятий. Такая система не позволяет оценить среднестатистического выпускника и сопоставить результаты по разным колледжам.

В отличие от ГИА, независимая оценка квалификации проводится НАРК`ом в соответствии с Федеральным законом от 03.07.16 №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». В такой оценке заинтересованы работодатели, обязанные применять профессиональные стандарты в соответствии со ст. 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

НАРК планирует проводить независимую оценку квалификации через Центры оценки квалификаций (ЦОК), созданные объединениями работодателей и профсоюзами. Экзамен будет состоять из теоретической и практической части.

Система такой независимой оценки квалификации строится на добровольной основе, и лишь в ряде случаев является обязательной.

Система НОК относится к физическим лицам, которые уже имеют определенную квалификацию, т.е., сначала надо пройти государственную итоговую аттестацию, а затем можно претендовать на независимую оценку квалификации.

Контрольно-оценочные материалы для НОК разрабатывают Советы по профессиональным квалификациям с привлечением неких специалистов отрасли. Утверждаются эти материалы самим Советом, в который входят (в основном) администраторы от профессии. В планах НАРК`а есть пункт о гармонизации процедур НОК и ГИА. Пилотный проект будет запущен в 2018 г. (найти документы и узнать о процедурах можно на официальном сайте НАРК). При этом процедура независимой оценки квалификации является платной.

Наконец, демонстрационный экзамен как форма оценки квалификации – детище Союза «Ворлдскиллс Россия» и регламентируется соответствующей методикой от ноября 2016 года. В зимнюю сессию 2016 — 2017 учебного года была проведена пилотная апробация демонстрационного экзамена в 26 регионах России по 73 компетенциям ВорлдСкиллс Россия.

Алгоритм проведения демоэкзамена следующий:

  • демоэкзамен проводится по заданиям и оценивается по методикам Союза Ворлдскиллс Россия, которые действуют на всей территории РФ;
  • регион, оценив возможности учебных заведений, направляет заявку в Союз с перечислением мест проведения, планируемых компетенций и описанием материально-технической базы;
  • Союз проводит аудит и выделяет центры проведения демонстрационного экзамена, назначает главных экспертов по компетенциям;
  • составляется график с указанием количества студентов и выпускников;
  • главные эксперты формируют экспертные группы из числа как сертифицированных экспертов Союза, так и преподавателей, и представителей предприятий, прошедших обучение в Союзе.

Обязательное условие: не допускается оценивание результатов работ студентов и выпускников теми экспертами, кто принимал участие в их подготовке, или представляющими ту же образовательную организацию.

  • экспертная группа подготавливает площадку, проводит инструктаж участников, контролирует ход экзамена и оценивает его результаты;
  • регистрация участников и экспертов демонстрационного экзамена осуществляется в электронной системе мониторинга, сбора и обработки данных eSim. Для регистрации баллов и оценок по результатам выполнения заданий демонстрационного экзамена используется международная информационная система Competition Information System (CIS).

Более подробно «Методику организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» можно посмотреть на сайте Союза.

Однако, есть нюансы:

  • Упомянутый приказ посвящен только пилотной апробации.
  • В качестве независимых экспертов планируется привлечение сотрудников предприятий, но не решены вопросы отвлечения от основной работы, остаются финансовые вопросы, не определены основания такого привлечения и вопросы трудового законодательства.
  • Проведенная пилотная апробация показала, что организовать демоэкзамен сложнее и дороже, чем организовать региональные соревнования по стандартам ВорлдСкиллс. Фактически планируется проведение чемпионата, но для всех выпускников без предварительного отбора.
  • На выполнение задания демоэкзамена участнику необходим достаточно длительный временной интервал (от 2 до 3 дней).
  • Не решены вопросы доступа работодателей к единой информационной системе.

Скорее всего, организаторы могут привести еще много сложных моментов, связанных с организацией и проведением демоэкзаменов. Приведу отзыв одного из независимых экспертов:

«Демонстрационный экзамен позволяет провести мониторинг конечного этапа в учебном процессе по единым стандартам WS, объективно и бесстрастно выявить профессиональные качества испытуемых. На этом, пожалуй, и заканчиваются положительные моменты данного мероприятия. В дальнейшем, если участник не участвует в конкурсах по стандартам WorldSkills, выявить его профессиональную карьеру практически невозможно».

При этом, по опыту проведения демонстрационных экзаменов, есть целый ряд организационных недочетов (в подготовке, графиках назначений главных экспертов, несвоевременном включении CIS, договорному оформлению, правовому урегулированию и т.п.).

Какие выводы из вышеизложенного можно сделать:

  1. Процедуры государственной итоговой аттестации, независимой оценки квалификации и демонстрационного экзамена не противоречат, а дополняют друг друга, позволяя более объективно оценить качество подготовки выпускников (ГИА и ДЭ) и их квалификационное развитие (НОК);
  2. Необходимо создание общей информационной базы, в которой бы учитывался опыт работников от момента выпуска из учебного заведения до окончания трудовой деятельности по начальной компетенции.
  3. Нужно создание единого информационного портала, на котором организаторы аттестаций (не важно, ГИА, НОК или ДЭ) могли бы поделиться информацией о своих мероприятиях, выкладывать видео и фотоматериалы, давать советы тем, кто начинает.
  4. Основное, пожалуй – привести законодательство и нормативную базу в соответствие с вышеизложенными процедурами.

Как эксперт, привлеченный к организации соревнований по стандартам WorldSkills по электромонтажу, уверен, что практический блок в итоговой аттестации и в профессиональных экзаменах по системе НОК должен быть обязательно. В каком виде – это вопрос, который необходимо решать всем заинтересованным сторонам (Министерство образования РФ, НАРК, Союз ВорлдСкиллс Россия, с обязательным привлечением региональных органов исполнительной власти, колледжей и работодателей). Осталось им только сесть за стол переговоров, договориться и сделать.

 

PS. Уже после того, как была написана статья, в Интернете промелькнуло сообщение, что Минобрнауки России разместило для публичного обсуждения проект изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации в колледжах. Текст можно посмотреть по ссылке

Основное:

  • демоэкзамен станет обязательным;
  • в состав Государственной аттестационной комиссии должны быть включены сертифицированные эксперты Союза;
  • победители и призеры чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом «Ворлдскиллс Россия», имеют право на зачет результатов участия в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену.

Идет публичное обсуждение, можно поучаствовать.

 

Фото: Союз Ворлдскиллз Россия

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 25 октября, 2017 12:48
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram