Олег Скоков. Оператор энергоданных – решение некоторых проблем учета энергоресурсов

SRO 19
By SRO 19 25 октября, 2017 11:16

Олег Скоков. Оператор энергоданных – решение некоторых проблем учета энергоресурсов

В ответ и в дополнение к опубликованной недавно статье Вячеслава Ляшука о проблемах на пути энергосервисных контрактов, где раскрыты, в основном, финансово-правовые аспекты,  хотелось бы отразить проблему энергосервиса и с технико-технологической точки зрения, причем не углубляясь в сами технические решения.

 

 

 

Олег Скоков, эксперт в области IoT-сервисов

 

Статья 13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении…» гласит: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов…».  Действительно, учет потребления энергоресурсов является неотъемлемой предпосылкой любых мероприятий повышения энергоэффективности, в том числе, успешной реализации энергосервисных контрактов. Организация учета остается, кроме того, значимой инвестиционной составляющей при реализации энергосервиса.

Вячеслав Ляшук Энергосервис: делать нельзя бросить

Очевидно, что без учета потребления невозможно оценить эффективность энергосберегающих мероприятий, а зачастую учет сам является таким мероприятием, так как позволяет детализировать потребление по зонам (помещениям) для выявления потерь, а также обеспечить механизм обратной связи для управления задвижками, заслонками, счетчиками и т.п. в автоматическом режиме в зависимости от разных  факторов (температура, день, ночь и т.п.).

При этом возможны следующие варианты:

  1. Приборы учета (ПУ) уже установлены, и ЭСКО пользуется готовыми данными о потреблении ресурсов (энергоданными).
  2. Приборы учета устанавливает ЭСКО.

 

В случае варианта 1 возникают следующие вопросы:

  1. Кому принадлежат приборы учета и, насколько возможен доступ к энергоданным, получаемым с этих приборов? Возможны ситуации, что владельцу ПУ невыгодно энергосбережение (например, гипотетическому РСО) и он может отказать в предоставлении таких данных, в частности, под предлогом отсутствия соответствующих программных интерфейсов (API) либо поставить заградительную стоимость доступа к этим энергоданным.
  2. Насколько достоверны энергоданные? Понятно, что ПУ должны пройти соответствующую метрологическую поверку, но, в то же время, если энергоданные проходят по цепочке их потребителей, то должна использоваться соответствующая технология достоверизации этих данных на всех этапах их передачи (механизм blokchain?), особенно, если для этого используется сеть Интернет. Ну и примыкает к этому следующий вопрос – а кто отвечает за эту достоверность? Какой субъект? Каков его статус и статус его данных?
  3. Насколько оперативно снимаются данные с ПУ, насколько надежно и непрерывно осуществляется их передача к ЭСКО? Понятно, что энергоданные должны быть достаточно оперативны для автоматизации процессов управления устройствами, обеспечивающими энергосбережение.

 

В случае варианта 2 очевидны следующие вопросы:

  1. Каким образом использовать энергоданные, получаемые с приборов учета ЭСКО, для целей начисления платежей, передачи в ГИС ЖКХ, анализа потребления ресурсов по группе объектов (например, по району, городу, ГБУ и т.п.)? Этим энергоданным необходимо законодательно придать определенный статус.
  2. Каким образом возмещать инвестиции ЭСКО в приборы учета, если данные с них все же используются для вышеперечисленных задач.

 

Все эти вопросы снимаются, если на рынке появится оператор энергоданных (оператор достоверного учета потребления ресурсов) и будет законодательно определена его роль.

Речь идет о функционале по сбору метрологически достоверных данных о потреблении ресурсов. В ряде стран такой функционал не только де-факто, но и де-юре определен. Это, как показывает опыт, снимает вышеперечисленные коллизии и в целом способствует развитию рынка услуг в жилищном секторе и коммунальной энергетике.

Во многих случаях в нашей стране такая роль де-факто (но не де-юре) уже реализуется энергосервисными компаниями, поставщиками решений по учету потребления энергоресурсов, поставщиками АСКУЭ, региональных информационно-аналитических систем и др.

Особая ценность такого подхода – в развитии цифровой экономики, «умных городов» и других важных сопутствующих инициатив. Оператор энергоданных может обеспечить не только сбор данных о потреблении, но и их агрегацию в определенных форматах в соответствующих ЦОД для целей аналитики (а это BigData), автоматизированного прогнозирования событий (например, аварий), управления режимами автоматики с помощью технологий машинного обучения (искусственного интеллекта), а также достоверность данных на всех стадиях.

Кроме того, в связи с последними инициативами Правительства РФ об исключении управляющих организаций из процесса взаимодействия потребителя энергоресурсов и РСО, возникают следующие вопросы:

  • Если энергоданные будут принадлежать РСО (как владельцу ПУ), как можно проверять их достоверность? Судьи кто?
  • Кто будет контролировать параметры качества энергоресурсов? Потребителю, как правило, это не по силам.
  • Очевидно, возникнет избыточность инфраструктуры передачи и агрегации данных, особенно для поквартирного учета, т.е. для каждого типа ресурсов потребуется своя инфраструктура. В то же время, идеальным решением для конкретного МКД был бы сбор данных с разных ПУ (водо-, тепло-, электросчетчиков) посредством одного устройства, одной сети передачи данных, одной платформы агрегации энергоданных и одного приложения, с тем, чтобы потребитель смог увидеть свои данные о потреблении через один интерфейс.

Все эти вопросы, которые сегодня частично решаются управляющими организациями, также может взять на себя оператор энергоданных.

Очевидно, что при появлении оператора энергоданных на рынке должен быть соблюден баланс между доступностью обработанных энергоданных для потребителей энергоресурсов и защитой этих данных в соответствии с требованиями законодательства («О защите персональных данных», в некоторых случаях о защите гостайны), что также потребует определенного нормативного регулирования.

Аналогично, потребуется урегулировать и порядок предоставления и достоверизации этих данных, обоснования тарифов на доступ к энергоданным и источники их возмещения (например, за счет энергосбережения). Появятся и другие вопросы, перечень которых подлежит проработке.

Однако, представляется, создание оператора энергоданных (оператора достоверного учета потребления энергоресурсов) – лучшая из обсуждающихся альтернатив и попыток решить существующие проблемные вопросы. Это будет способствовать росту инвестиций в энергосбережение, цифровизации ЖКХ и экономики в целом.

 

Подборка статей по вопросам учета на ЕА

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 25 октября, 2017 11:16
  1. Виктор 28 октября, 03:56

    Все здесь просто. Учет вывели в отдельное направление — вот он и плавает неприкаянный. Кто кровно заинтересован в легитимности учета? Только ЭСКО. Вот ему и «взвешивать» и персонально за это «взвешивание» перед государством (поставщиком, потребителем) отвечать. ЭСКО и установит и обслужит и промониторит.

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram