Валерий Мокроусов. О создании региональных фондов энергосбережения

SRO 19
By SRO 19 19 октября, 2017 12:24

Валерий Мокроусов. О создании региональных фондов энергосбережения

16 октября в Комитете по энергетике Государственной Думы прошли Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Представляем одно из высказанных на них мнений.

 

Валерий Мокроусов, генеральный директор НКО «Фонд энергосбережения Владимирской области», к.т.н.

Считаю необходимым заострить внимание на законопроекте №232 992-7 о внесении изменений в статью 14 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» Законопроект предусматривает возможность финансирования региональных (муниципальных) программ в области энергосбережения за счет внебюджетных средств, учтенных в тарифах на энергетические ресурсы.

 

Суть механизма заключается в следующем: на территории региона создается региональный фонд/центр по консолидации денежных средств от регулируемых организаций (тепло-, электроснабжающие) для финансирования мероприятий региональной программы энергосбережения.

Региональный орган регулирования при установлении цен (тарифов) в сфере газо-, электро-, тепло-, водоснабжения учитывает в составе необходимой валовой выручки организаций расходы на реализацию региональной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень мероприятий, который может быть проведен за счет данных средств, представлен в Приложении №2 Постановление Правительства №1225 от 31.12.2009г. В него включены:

  1. Мероприятия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета.
  2. Мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии.
  3. Мероприятия по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче.
  4. Мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды.
  5. Мероприятия по сокращению потерь воды при ее передаче.

По основным принципам данный инструмент полностью соответствует механизму консолидации денежных средств на проведение капитального ремонта МКД, который позволил произвести работы капитального характера за 3 года более чем на 80 тыс. домов. Только в случае с программой капитального ремонта мы закрываем область потребителей ресурсов, а консолидация денежных средств от регулируемых организаций позволяет произвести реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, которые расположены до потребителей, т.е. генерации и транспортировки.

Представленная схема финансирования показала свою эффективность в ряде субъектов РФ, в частности в Ивановской, Костромской, Ярославской областях, республике Коми, но, к сожалению, практически во всех субъектах на текущий момент приостановлена из-за множества судебных дел. Основные из них связаны с отказом от уплаты регулируемыми организациями денежных средств в региональные фонды энергосбережения и признания соглашений между Фондом и регулируемыми организациями недействительными.

В 2015 году по результатам изучения опыта коллег на территории Владимирской области на основании распоряжения администрации области был создан Фонд энергосбережения для реализации региональной программы энергосбережения за счет консолидации средств регулируемых организаций. В течение двух лет на региональном уровне была разработана правовая база, но, к сожалению, механизм так и не заработал вследствии отсутствия правового обоснования на федеральном уровне, в т.ч. для органов регулирования тарифов по включению данных затрат в состав выручки регулируемых организаций.

На основании изучения законопроекта №232 992-7 предлагается:

  1. Предусмотреть в пункте 9 статьи 14 возможность по консолидации внебюджетных средств регулируемых организаций на региональном уровне.
  2. Рассматривая процесс консолидации, необходимо в федеральном законодательстве закрепить, что в состав цен (тарифов) организаций включаются расходы на реализацию региональной программы, не относящиеся к расходам тех организаций, в состав тарифов которых они включаются.
  3. Вместе с тем, законодательство в сфере энергосбережения отделено от законодательства в сфере государственного регулирования тарифов. Поэтому определяющим для принятия решения органом регулирования о включении или не включении в состав регулируемых тарифов соответствующих средств на реализацию региональных программ энергосбережения будут являться нормы законодательства в сфере государственного регулирования (35-ФЗ «Об электроэнергетике», 190-ФЗ «О теплоснабжении», 416-ФЗ «О водоснабжении»).

В связи с этим, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о закреплении подобного механизма в отраслевых законах, закрепляющих основы государственного регулирования тарифов на энергетические ресурсы.

 

Релиз о парламентских слушаниях на ЕА

Рекомендации Парламентских слушаний

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 19 октября, 2017 12:24
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram