Яков Щелоков. Альтернативная котельная стала реальностью

SRO 19
By SRO 19 18 октября, 2017 19:00

Яков Щелоков. Альтернативная котельная стала реальностью

Апрель 2017, Москва, заседание Комитета по энергетике Госдумы и ОНФ на тему «Энергоэффективность в теплоснабжении – единственный путь выхода из кризиса». Цена кризиса? На реконструкцию систем теплоснабжения надо 5 трлн руб. Выручка всей отрасли 2,5 трлн/год. Надо около 10 лет на решение проблемы, в случае, если ежегодно затраты на реконструкцию составят не менее 500 млрд руб.

На том апрельском заседании все крупные теплоснабжающие компании заявили: выход в ценообразовании по альтернативной котельной (АК). Можно сказать, что моментально после этого заседания вступил в силу ФЗ от 29.07.2017 № 279-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О теплоснабжении» и др. по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Идеология совершенствования. Что это такое? В централизованном теплоснабжении для государственного контроля вводиться предельный масштаб в виде ценообразования по методу альтернативной котельной. Цель: потребитель не должен платить за тепло дороже, чем ему обошлось бы тепло, если бы он приобрел собственную котельную.

Такая предельная цена определяется ценой поставки тепловой энергии от гипотетического (альтернативного), замещающего централизованное теплоснабжение, источника в виде водогрейной котельной (цена «альтернативной котельной»). 279-ФЗ предполагает изменение системы регулирования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. В данном случае, населения.

Единая теплоснабжающая организация (ЕТО) наделяется расширенными полномочиями. Принимать решения о переходе к новой модели рынка тепловой энергии будут органы власти региона и органы местного самоуправления, они также смогут осуществлять контроль за деятельностью ЕТО. Закон также предполагает антимонопольный контроль в части цен, распределения тепловой нагрузки в системе теплоснабжения и соблюдения правил заключения договоров в этой сфере.

В законе также предусмотрены дополнительные механизмы сглаживания ценовых последствий от перехода на новую модель рынка тепловой энергии. Предоставлена возможность устанавливать предельную цену на тепловую энергию на уровне ниже альткотельной по соглашению между ЕТО и муниципалитетом в порядке, устанавливаемом правительством. Документ также регламентирует деятельность ЕТО в целях снижения риска конфликтов между организацией и ее контрагентами и усиливает ответственность ЕТО. Всего в этом ФЗ 35 страниц, и прописано выпустить немало подзаконных актов.

Комментарии. Новый закон «О теплоснабжении» крупные теплоснабжающие компании оценивают позитивно. Но особенно позитивны отзывы от Минэнерго РФ, вот некоторые из них:

Сейчас тарифы на тепловую энергию формируются по методу «затраты плюс». Энергетические компании, работающие в сфере теплоснабжения, не раз отмечали, что такая система не стимулирует инвестировать в развитие отрасли, но способствует росту числа котельных с более дорогой выработкой тепла.

По словам замминистра энергетики В. Кравченко, важен даже не столько сам принцип формирования тарифов, сколько понимание, что сэкономленные средства не будут отняты.

У нас подготовлены все нормативные акты. Методика расчета альтернативной цены уже в правительстве РФ. В 2018 г. возможно уже перейдут на новую модель: Казань, Набережные Челны, Красноярск, Самара и Дзержинск.

Поэтапное доведение предельной стоимости тепла до уровня цены «АК» состоится в течение до десяти лет.

Анализ. Не все так воодушевлены новой системой, как разработчики из Минэнерго. Основные их опасения касаются экономической составляющей: переход на концепцию «альтернативной котельной» на первом этапе приведет к значительному росту тарифов в некоторых субъектах. Если после расчетов по новой схеме цена за отопление в регионе уменьшится, то в проигрыше останется поставщик. В случае же увеличения стоимости услуг, генерирующие компании выиграют, тогда как население ощутит заметный рост своих расходов. Согласно новой (БУДУЩЕЙ) методике расчета тарифы увеличатся следующим образом (по расчетам Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ):

Казань – на 78%, Новосибирск – на 63%, Омск – на 61,6%, Челябинск – на 46%, Волгоград – на 42%, Екатеринбург – на 40%, Уфа – на 28%, Ростов-на-Дону – на 15,6%, а Нижний Новгород – на 3,5%.

Вызывает сомнения особенно большой рост тарифов в Казани. Чем это вызвано? На том апрельском совещании представитель Татэнерго рассказал, что в регионе уже сейчас идет модернизация отрасли, так в Набережных Челнах большинство домов переведены на индивидуальные тепловые пункты (ИТП). До конца года ИТП будут установлены и практически во всех многоквартирных домах Казани. Добиться этого удалось благодаря обширной программе, принятой местными властями, а кроме того, были использованы средства фонда капитального ремонта. Установка ИТП в таких крупных агломерациях дает ощутимый эффект. Потребление тепла снижается на 26%, и это очень серьезная экономия.

Однако запустить такие программы в других регионах страны пока не удается. У многих муниципалитетов нет воли и средств, возможности договориться с бизнесом и найти общие интересы. Не этим ли вызван рост тарифа именно в Казани на 78 %? Но очевидно, что, если нет снижения расхода тепловой энергии у потребителей, то и нет (цитата): доведения предельной стоимости тепла до уровня цены «АК», тем более в течение десяти лет. Но такой формулы в ФЗ от 29.07.2017 № 279-ФЗ не нашел.

Заслуживают внимания некоторые итоги обсуждения ФЗ «О теплоснабжении» в новой редакции, состоявшиеся 13.10.2017 г. в Екатеринбурге на конференции «Роль нового закона о теплоснабжении в модернизации инфраструктуры региона», которую провел медиахолдинг «Эксперт» совместно с Агентством стратегических инициатив при участии компании «Т-Плюс».

Читать репортаж ЕА

Например, обращалось внимание, что в новом ФЗ не предусматривается привлечение населения к регулированию и учету тепловой энергии. Какая реакция представителей всех уровней власти на это справедливое замечание?

Представитель Минэнерго РФ считает, что для этого достаточно вводить повышающие коэффициенты, например, при отсутствии приборов учета. Представитель регионального министерства энергетики отметил, что с населением невозможно договориться. А со стороны администрации Екатеринбурга прозвучало, что самым важным мероприятием может быть многокилометровые замены тепловых сетей.

Складывается впечатление, что представители коммунальной власти на всех уровнях не знают, что с конца 2012 г. введены «Правила организации теплоснабжения», утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.12 № 808. Цель: навести порядок в организации теплоснабжения потребителей. Теперь договор теплоснабжения должен содержать следующие существенные условия, п. 21: ответственность Сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя…

Кстати, до 2012 г. действовали Методические рекомендации по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями (утв. Минэнерго РФ 19.01.2002 г). В них прописаны обязанности теплоснабжающих организаций по выполнению режимов систем теплоснабжения, установленных договором энергоснабжения. Но в договорах энергоснабжения их нет до сих пор обязательств теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения, в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, так и соответствующих обязательств потребителя тепловой энергии.

Результаты наших энергоаудитов показали, что в договорах энергоснабжения температурные графики чаще всего не передаются потребителям вообще, или передаются  температурные графики теплосети. Есть в договорах ссылки: на Правила ОТС, ПТЭ энергоустанок. Потребителю указана утечка 0,25 % и не более, но о необходимости выполнения теплоснабжающей организацией температурного графика с отклонениями не более 3%, нет ссылок. Показатели качества теплоносителя не прописаны, как бы это следовало. Ответственность сторон в договорах приводится до восьми пунктов, из них семь пунктов о потребителе.

На практике при проверке параметров работы теплосети наблюдаются существенно ниже проектных такие показатели как перепад давления теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах теплосети (в 2-3 раза ниже нормы); расход теплоносителя и др. При таких режимах работы теплосетей не помогут и самые масштабные их замены.

Вместо заключения. Приведу мнение В.Г. Семенова, генерального директора ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром»:

«В большинстве случаев энергосбережение — весьма дорогостоящий процесс, и в развитых странах он не может осуществляться без значительного набора экономических стимулов. В нашей же стране «непуганых энергорасточителей» есть весьма значительный набор управленческих решений, позволяющих получить значительный эффект без существенных затрат. Кризис должен наконец-то отвлечь от эйфории гигантских инвестиций, заставить посмотреть под ноги и заметить, что существуют огромные резервы экономии, которые «бесхозно лежат», надо только наклониться и взять их».

Но, похоже, гигантские инвестиции вызывают не только эйфорию?

 

 

Авторская колонка. Яков Митрофанович Щелоков — колумнист ЕА, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП

 

 
Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 18 октября, 2017 19:00
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram