Рекомендации Парламентских слушаний

SRO 19
By SRO 19 18 октября, 2017 15:00

Рекомендации Парламентских слушаний

16 октября в Государственной Думе Комитет по энергетике провел Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Небольшой оперативный репортаж мы вели в телеграм-канале. Приводим некоторые выдержки из проекта рекомендаций (будет дорабатываться).

 

В мире инвестиции в повышение энергоэффективности в перспективном периоде превысят вложения в нефтяную, газовую и угольную промышленности.

Российская Федерация обладает огромным потенциалом. По итогам Госсовета 27 декабря 2016 года Президентом Российской Федерации был утвержден перечень поручений по переходу к модели устойчивого экономического развития. Необходимо предусматривать целевые показатели энергоэффективности экономики.

Потенциал энергосбережения первичных энергоресурсов в целом по стране оценивается более чем в 30%.

Предполагается, что главную роль в уменьшении прироста энергопотребления и снижения энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации будет играть структурное изменение экономики, техническое и технологическое энергосбережение.

С учетом внешних условий важнейшей задачей становится повышение эффективности энергетического сектора страны, его конкурентоспособности.

Имеющаяся нормативная правовая база нуждается в совершенствовании.

В настоящее время в Комитете на рассмотрении находятся следующие проекты федеральных законов:

— проект федерального закона № 1158419-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части корректировки требований по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы с учетом их фактического потенциала энергосбережения, внесенный Правительством Российской Федерации и подготовленный к рассмотрению во втором чтении в период осенней сессии 2017;

— проект федерального закона № 232992-7 «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части финансирования региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности за счет привлечения внебюджетных средств, учтенных в регулируемых ценах на энергетические ресурсы и услуги по их передаче.

Текущий и перспективный топливно-энергетический баланс (ТЭБ) должен быть установочным документом в стратегическом планировании, в т.ч. для доработки Энергетической стратегии до 2035года. Нужна единая социально-экономическая основа (прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей экономики) для разработки взаимосогласованных прогнозных ТЭБ страны, регионов и отраслей.

С учетом низких цен на энергоресурсы энергосбережению нужна внеэкономическая штрафная мотивация (система штрафов за неэффективное использование энергоресурсов).

Проблема значительного сокращения и полного отсутствия финансирования из федерального бюджета проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Проблема отсутствия достоверной и полной системы учета потребляемых энергетических ресурсов. Возможное решение – возложение на ресурсоснабжающие, сетевые и управляющие организации ответственности по организации учета объема и качества поставляемых энергетических ресурсов с возможностью дистанционного снятия показаний и автоматизированной обработки данных.

Платежная дисциплина. Выход – переход на прямые договоры, ЕИРЦ, единый платежный документ.

Энергоэффективность зданий. Выход – меры налогового стимулирования к повышению класса энергетической эффективности при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту.

Запрет морально устаревших технологий, в т.ч. через регулирование на основе НДТ. Уровень внедрения НДТ как один из целевых показателей энергоэффективности в отраслевых подпрограммах государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Экономическое стимулирование природопользователей к рациональному использованию природных ресурсов, в т.ч. тоже через механизм НДТ.

Формирование экономических и налоговых стимулов обеспечения выполнения программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Налоговый кодекс предусматривает ряд налоговых преференций. Плюс, внесены изменения в статью 381.1 НК РФ в части применения налоговых льгот в отношении объектов с высокой энергетической эффективностью на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ).

Целесообразно расширить сферу применения определения класса энергетической эффективности, включив в нее оборудование, осуществляющее передачу электрической энергии, в том числе объекты магистральных электрических сетей.

Развивать механизмы и инструменты финансово-экономического характера, позволяющие стимулировать реализацию проектов и мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных средств вне зависимости от отраслевой принадлежности объектов.

Энергосервис в бюджетной сфере крайне затруднен (трудности с кредитованием, рефинансированием, длительные сроки возврата, нерегламентированные процедуры в 44-ФЗ). Нужен переход на раздельную оценку обязательств по экономии по каждому виду энергетических ресурсов для мероприятий, предполагающих переход с одного вида ресурса на другой.

Энергосервис в МКД также затруднен. Нет мотивации УК.

Проект Комплексного плана повышения энергоэффективности от Минэкономразвития России обсуждается.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

 Правительству Российской Федерации:

  • ускорить утверждение Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года.
  • осуществить актуализацию индикаторов госпрограммы
  • определить новые целевые показатели по повышению энергоэффективности экономики в целом и отдельных отраслей до 2035 года и ответственных
  • ускорить разработку и утверждение комплексного плана с акцентом на бюджетную сферу
  • постановлением Правительства утвердить Порядок составления ТЭБ на федеральном уровне и на уровне регионов
  • ввести систему налогов или штрафов за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях
  • рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на реализацию региональных программ
  • закрепить за поставщиком энергоресурсов и сетевой организацией ответственность по организации учета и установке приборов учета (потребитель обязан предоставить доступ либо установить сам при согласовании типа ПУ)
  • поддержать предложение по переходу на прямые расчеты
  • разработать систему финансово-экономических механизмов для заинтересованности производителей и пользователей в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия
  • разработать эффективные механизмы привлечения внебюджетных инвестиций для масштабной реализации проектов, в том числе в рамках энергосервисных контрактов
  • внести изменения в НПА по энергосервису при проведении закупочных процедур организациями бюджетной сферы
  • установить требования энергетической эффективности и требования к правилам определения класса энергетической эффективности объектов и оборудования магистральных электрических сетей
  • продолжить разработку справочников НДТ, установить методику разработки технологических нормативов на основании информационно-технических справочников НДТ
  • ускорить утверждение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, а также актуализацию норм технического регулирования в сфере строительства, ЖКХ, а также иных отраслях со значительным потенциалом снижения энергопотребления
  • утвердить требования энергетической эффективности для товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, а также актуализацию перечней

 

Регионам:

  • законы субъектов Федерации по льготам по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность
  • освобождение от уплаты налога на имущество сроком до трех лет юридических лиц и физических лиц, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, при условии доведения до высокого и очень высокого классов энергетической эффективности при проведении работ по их реконструкции или капитальному ремонту
  • на постоянной основе обсуждение хода реализации госполитики на региональном уровне, контроль за соблюдением требований энергетической эффективности в социально-значимых сферах
  • разработать и утвердить планы-графики (дорожные карты) повышения энергоэффективности на период до 2025 г. по первоочередным направлениям
  • популяризация (#ВместеЯрче).

 

Комитету Государственной Думы по энергетике:

  • мониторинг практики применения законодательства РФ об энергосбережении для подготовки предложений по его совершенствованию.

 

Открыть полный текст проекта рекомендаций

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 18 октября, 2017 15:00
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram