Госдоклад-2016. Дайджест

SRO 19
By SRO 19 18 октября, 2017 17:59

Госдоклад-2016. Дайджест

На днях Минэнерго России опубликовало Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергоэффективности в Российской Федерации в 2016 году.

Приводим краткий дайджест.

Это третий подобный Госдоклад. В нем проведен анализ общего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности на федеральном, региональном и корпоративном уровнях, а также мониторинг реализации государственной политики ФОИВами и органами исполнительной власти регионов.

Это позволяет выявить инициативы по совершенствованию госполитики и перспективные направления ее развития.

Ключевые направления госполитики, сформулированные в Докладе, опираются на цели, поставленные руководством страны, на особенности национальной экономики и системы государственного управления и на международный опыт.

Дана хронология целеполагания и целевых показателей в государственных документах. Сейчас цель формально — снижение энергоемкости ВВП на 13,5% за счет реализации программных мероприятий, что вместе со структурными сдвигами должно обеспечить достижение цели по снижению энергоемкости на 40%. (Указ Президента № 889).

«Наблюдаемая социально-экономическая ситуация значительно отличается от прогнозов, которые легли в основу исходного целеполагания в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

(структурные сдвиги не те, санкции, цены на нефть, ограниченные доступ к рынкам капиталов и технологий)

«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются важными условиями развития российской экономики».

Эффективное расходование ТЭР особенно актуально с учетом разнообразных внешнеэкономических ограничивающих факторов.

«В условиях существующего запроса на технологическую модернизацию экономики страны и внедрение инноваций, вектор повышения энергетической эффективности становится важным направлением технологического развития».

По данным рейтинга стран по реализации мер государственного управления в области устойчивой энергетики от Всемирного банка, Российская Федерация находится в группе лидеров и занимает 17 место из 111 стран.

Госдоклад содержит мониторинги соответствия проводимой госполитики энергоэффективности:

  • по ФОИВам
  • по регионам
  • по корпорациям.

ФОИВы должны внедрять показатели энергоэффективности в свои государственные программы, применять технологическое регулирование, финансовые стимулы, заниматься информированием и популяризацией.

(наблюдаются периодические тычки в сторону Минэкономразвития России, кто что должен, и кто лучше выполняет свою работу).

Более подробный анализ потребления ТЭР, оприборенности, внедрения ИТП и светодиодов в бюджетных учреждениях образования и здравоохранения по федеральным округам.

«Здания с предварительным классом энергетической эффективности E (пониженный), F (низкий) и G (очень низкий) занимают около 84 % от общего количества зданий, эксплуатируемых организациями бюджетного сектора».

А также анализ по зданиям организаций, подведомственных ФОИВ (Минздрав и Минкультуры России лидируют).

Технологическое регулирование:

«В единой информационной системе в сфере закупок отсутствует признак, позволяющий однозначно отнести рассматриваемые закупки к энергоэффективным, что осложняет проведение анализа произведенных закупок для государственных и муниципальных нужд. В условиях неактуальности требований к энергоэффективности товаров использование цены приобретения в качестве основного критерия при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд зачастую приводит к закупкам самых дешевых и энергонеэффективных товаров».

Эксплуатационные требования по энергоэффективности к подведомственным учреждениям введены только у Минспорта (среди ФОИВ со значительными объемами учреждений бюджетной сферы).

Отголоски борьбы с Минстроем из-за источников света в СП для дошкольных и школьных образовательных организаций.

Про реформу аудитов

Предполагается установить обязанность ежегодного представления энергетических деклараций государственными и муниципальными учреждениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц.

Дальнейшим этапом реформирования предполагается оптимизировать энергоаудит в отношении компаний — крупных потребителей энергоресурсов. Предполагается интеграция энергоаудита в процесс планирования инвестиционной деятельности для организаций, являющихся потребителями значительных объемов энергетических ресурсов, на хозяйственную деятельность которых может оказывать влияние государство:

  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации с участием государства и муниципальных образований».

По доле сданных энергодеклараций от общего числа учреждений в лидерах ФНС России, Минюст, ФСТ, Росстат.

Дальше по той же структуре рассмотрены сектора – строительство и ЖКХ, транспорт, промышленность в составе нескольких конкретных отраслей, сельское хозяйство, ТЭК (добыча, генерация, передача).

Раздел сводного анализа реализации госполитики энергоэффективности на федеральном уровне содержит сводные таблицы по ФОИВ.

Анализ предоставления информации в ГИС «Энергоэффективность» за 2012—2016 гг. по ФОИВ – от 0% у Минстроя России до 60% у Роспотребнадзора.

Анализ госконтроля – что делается в ФАС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре.

 

Отдельный раздел по развитию нормативной базы

Энергоэффективность зданий:

«В России нет обязательных нормативов по удельному энергопотреблению зданий. Указанные нормативы существовали до 1 июля 2015 г., после чего перестали носить обязательный характер. Отдельный национальный стандарт в строительстве по энергетической эффективности также отсутствует».

Также подразделы по энергоэффективности в транспортной отрасли, энергоэффективному освещению

«Проведенная работа позволила увеличить долю светодиодов на розничном рынке ламп с 2,3% в 2012 г. до 25,9% в 2016 г., при этом их цена уменьшилась в три-четыре раза».

Наличие показателей энергоэффективности в отраслевых государственных программах Российской Федерации – есть в ряде программ Минздрава, Минпромторга, Минэнерго, Минтранса, Минсельхоза.

 

Мониторинг реализации государственной политики на региональном уровне

«Отражены: работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части реализации выделенных ключевых направлений государственной политики; значения ключевых удельных показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; показатели внедрения ключевых энергоэффективных технологий».

По каждому региону построены лепестковые диаграммы, на осях которых откладываются параметры (в сравнении со средним по РФ):

  1. Доля государственных и муниципальных учреждений региона, заполнивших энергетическую декларацию за 2016 г.
  2. Активная поддержка регионом Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче (популяризация);
  3. Внедрение рекомендаций или требований к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при строительстве и капитальном ремонте (регулирование при строительстве);
  4. Доля отраслевых государственных программ региона, включающих показатели энергоэффективности (показатели гос.программ);
  5. Доля зданий, строений, сооружений, эксплуатируемых организациями бюджетного сектора с предварительным классом энергетической эффективности не ниже D (энергоэффективность зданий бюджетного сектора);
  6. Доля светодиодных и натриевых источников света (со светоотдачей не менее 80 Лм/Вт), общем количестве источников света в уличном и дорожном хозяйстве (энергоэффективность уличного освещения);
  7. Доля светодиодных светильников в наружном и внутреннем освещении бюджетного сектора в общем количестве источников света (светодиоды в бюджетном секторе);
  8. Доля зданий, эксплуатируемых организациями бюджетного сектора, которые были введены в эксплуатацию с 2012 г. или в которых с 2012 г. был проведен капитальный ремонт на сумму от 5 млн руб., которые были оснащены АИТП (внедрение АИТП в бюджетном секторе);
  9. Доля многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии в общем количестве многоквартирных домов (оснащенность МКД общедомовыми приборами учета тепла).

В 2017 году 29 субъектов Российской Федерации разработали и утвердили план повышения энергетической эффективности (около 34% от общего количества субъектов Российской Федерации)

Региональные доклады о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности были разработаны в 32 субъектах Российской Федерации (около 38 %).

32 региона (около 38% от общего количества субъектов Российской Федерации) реализуют все четыре ключевых направления (организационных) государственной политики в области энергосбережения.

Обзор рынка энергосервисных договоров (контрактов) в России дан на основе анализа от РАЭСКО. Регионы-лидеры по количеству контрактов – Белгородская область, Республика Саха (Якутия), Челябинская, Московская области, Красноярский край, Кемеровская область, г.Москва.

Дан рейтинг ЭСКО по объему инвестиций в 2016 году и регионов по количеству зарегистрированных ЭСКО.

 

Анализ на корпоративном уровне (организации с участием государства или муниципального образования, регулируемые организации)

Проведен выборочный мониторинг результатов реализации программ энергосбережения крупных и средних российских организаций различных секторов экономики.

Ключевые показатели энергоэффективности включены в систему оценки менеджмента во многих организациях топливно-энергетического комплекса: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Транснефть», ПАО «Лукойл», ПАО «Интер РАО», ПАО «Российские сети», Госкорпорация «Росатом», ПАО «СИБУР Холдинг», а также у предприятий других отраслей.

Отдельный подраздел по энергоменеджменту. У 41% организаций, ответивших за запрос, СЭнМ сертифицирована, еще у 26% находится на стадии внедрения.

Отдельно – Итоги деятельности Минэнерго России в области развития международного сотрудничества по энергоэффективности и энергосбережению

 

Резюме

По экспертным оценкам, по итогам 2016 года снижение энергоемкости ВВП по сравнению с уровнем 2007 года составило около 11,43 %.

За период 2012—2017 гг. в значительной степени сформирована структура целевой системы управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

5 из 13 отраслевых госпрограмм Российской Федерации имеют в составе показатели энергетической эффективности

63% отраслевых госпрограмм в регионах включают показатели энергоэффективности

94% от общего числа бюджетных учреждений используют ГИС «Энергоэффективность» для мониторинга энергопотребления

С принятием постановления Правительства от 25 марта 2017 г. № 275, установившего первоочередные требования энергоэффективности к зданиям, 30 регионов внесли соответствующие корректировки в региональные нормативные акты, что продвинет светодиодное освещение и автоматическое погодное регулирование в теплоснабжении.

«В течение 2014—2016 гг. выстроена система требований в области энергоэффективного освещения в области государственных и муниципальных закупок, а также строительных норм и правил, соответствующая, по оценкам экспертов ООН, лучшим мировым аналогам».

«Значительный прогресс достигнут» по целому ряду направлений, выстроены систем, созданы предпосылки, качественно улучшена ситуация.

«Важно завершить выстраивание системы отраслевого целеполагания и контроля в области энергоэффективности».

В среднесрочной перспективе среди отраслевых инициатив максимальным потенциалом для реализации можно выделить:

  • продолжение практики вывода из эксплуатации неэффективных тепловых генерирующих мощностей, имеющих удельный расход топлива значительно выше среднего;
  • внедрение эффективных механизмов регулирования рынка тепла, направленных на стимулирование повышения доли источников тепла, работающих в режиме комбинированной выработки, в тепловой нагрузке;
  • внедрение опережающими темпами энергоэффективных технологий при строительстве и капитальном ремонте в бюджетном и жилищном секторах, а также масштабный переход на энергоэффективное светодиодное освещение как во внутреннем, так и во внешнем освещении.

 

На основе Доклада сделаны следующие выводы и даны рекомендации:

  • дополнить государственные программы Российской Федерации показателями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; возможно, включить удельные показатели энергоэффективности имущественного комплекса в госпрограммы организаций под управлением Президента России
  • привлечь ресурсоснабжающие организации к проведению мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности на стороне потребителя энергетических ресурсов, в том числе в жилищном фонде
  • на региональном уровне – мониторинг посредством использования структурированного доклада о состоянии энергосбережения в субъекте Российской Федерации (проект федерального закона был внесен в Правительство Российской Федерации)
  • расширить полномочия Правительства Российской Федерации по определению принципов формирования требований к программам энергосбережения корпораций с целью обеспечения их диверсификации в зависимости от отрасли экономики (проект федерального закона был внесен в Правительство Российской Федерации).
  • для прочих организаций предлагается рассмотреть возможность включения в состав обязательной публикуемой отчетности показателей энергоэффективности, а также возможность регулярного проведения энергетического обследования крупнейших организаций.
  • разработать и утвердить Концепцию повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации на долгосрочный период, с учетом положений которой могут быть разработаны документы стратегического планирования и дорожные карты более низкого уровня.
  • внедрение требований по энергетической эффективности в отраслевые технические требования и стандарты.
  • установить требования энергоэффективности к зданиям бюджетного комплекса, актуализировать стандарты в области строительства, разрешить регионам устанавливать дополнительные требования
  • актуализировать перечни товаров для гос. и муниципальных закупок, в отношении которых установлены требования энергетической эффективности
  • шире учитывать критерии энергоэффективности при выделении господдержки, в т.ч. в проекты со стороны институтов развития
  • утвердить целевые показатели по энергосервису в подведомственном имущественном комплексе для ФОИВ
  • утвердить критерии энергоэффективности финансируемых проектов для программ институтов развития и программ софинансирования ФОИВ
  • установить в рамках бюджетных инвестиций, выделяемых на капитальный ремонт и реконструкцию объектов бюджетной сферы, квот на субсидирование проектов по модернизации освещения, реализуемых за счет частных инвестиций.
  • повысить уровень гарантий для инвесторов по энергосервису за счет использования расчетного (вмененного) способа расчета полученной экономии и учета эффекта от сокращения эксплуатационных расходов
  • снять существующие ограничения по использованию факторинговых операций при реализации энергосервисных проектов по энергосбережению в бюджетных организациях
  • разработать программу поддержки привлечения инвестиций в модернизацию систем освещения, предусматривающую:
    • использование энергоэффективных и экологичных светодиодных источников с длительным сроком службы;
    • переход на новые стандарты освещения и формирование территорий с привлекательной цветовой средой (уровнем комфорта для помещений)
  • осуществлять целевое кредитование регионов и муниципальных образований для реализации программ по повышению энергетической эффективности уличного и внутреннего освещения, в том числе с участием государственных банков
  • разработать предложения по совершенствованию системы статнаблюдения
  • введение возможности автоматизированного мониторинга объема и фактической энергетической эффективности товаров, работ, услуг, для которых предусмотрено установление требований энергетической эффективности, в системе гос.и муниципальных закупок, с использованием ЕИАС в области закупок
  • усилить информирование граждан об уровне энергетической эффективности жилых зданий, в том числе путем обязательного включения сведений о классе энергоэффективности многоквартирных домов в гражданско-правовые сделки
  • повысить эффективность энергетического аудита для крупных компаний со значительными активами и объемом потребления энергоресурсов (топ-100, топ-1000), провести интеграцию энергоаудита в цикл инвестиционного планирования, в том числе с программами энергосбережения, адаптировать стандарты аудита с учетом структуры активов и ключевых производственных процессов
  • создать методики бенчмаркинга и проводить его, для отраслей, создать независимую международную структуру с целью верификации данных международного бенчмаркинга
  • интегрировать ГИС «Энергоэффективность» с системой «Электронный бюджет» с целью обеспечения сверки платежей за энергетические ресурсы и отчетов об энергопотреблении в рамках энергетических деклараций бюджетного сектора, отработать цепочку автоматической передачи сведений об энергопотреблении с приборов учета в ГИС «Энергоэффективность», увязать с определением лимитов бюджетных ассигнований на оплату ТЭР
  • «В части отраслевых инициатив по развитию государственной политики в области энергосбережения основное внимание уделяется инициативам, направленным на увеличение темпов внедрения одной из ключевых энергоэффективных технологий — светодиодного освещения».
  • разработать систему подтверждения энергоэффективности и качества светотехнической продукции (как отечественной, так и импортной), прежде всего для закупок для государственных и муниципальных нужд
  • поэтапно вводить ограничения на оборот ламп общего назначения накаливания мощностью 75 и 60 Ватт
  • рассмотреть возможность использования светодиодных источников света в отдельных видах организаций, включая лечебно-профилактические и детские  дошкольные учреждения
  • определить условия, при которых наличие ИТП в МКД и нежилом фонде является обязательным, а также разработать и закрепить на законодательном уровне типовые механизмы экономической поддержки (в том числе субсидирования) внедрения ИТП в жилом фонде
  • продолжить создание механизмов экономического стимулирования потребителей к установке приборов учета, а также создать условия для широкого перехода к использованию дистанционной передачи данных об объеме потребления энергоресурсов, в том числе путем создания соответствующей инфраструктуры
  • провести пересмотр критериев маркировки бытовой техники по классам энергетической эффективности в связи со значительным прогрессом в развитии технологий
  • разработать и утвердить план мероприятий по повышению энергетической эффективности в бюджетном секторе, в т.ч. установление повышенных требований энергоэффективности к зданиям, эксплуатируемых организациями бюджетной сферы

Пример визуализации по ФОИВ

Примеры по регионам:

 

 

 

 

Открыть Государственный доклад

 

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 18 октября, 2017 17:59
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram