Евгений Долин: В 10 раз больше света за те же деньги

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 24, 2017 00:34

Евгений Долин: В 10 раз больше света за те же деньги

Минэнерго России выступило с очередной инициативой о запрете ламп накаливания мощностью свыше 50 Ватт; все знают, что наиболее энергоэффективный источник света – светодиод; в России действует определенная нормативная база, например, при модернизации освещения в бюджетных учреждениях предписано закупать именно светодиоды. Почему же у потребителей много недовольства, а проекты по освещению часто далеко не образцовые?

 

 

 

 

 

 

 

 

Евгений Долин, Генеральный директор – член Правления Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС)

 

Полюса качества

Часто и дистрибутор, и потребитель недостаточно компетентны для выбора светодиодной продукции, и это не их вина. Рынок сформировался в условиях разрушения прежних отраслевых центров; традиционные светотехники не успели адаптироваться к диодам как новому виду, и их евангелистами стал совершенно другой цех – радиоэлектроники. А позже на растущий спрос среагировали игроки вообще не из этих отраслей, целью которых был просто заработок.

В результате заказчик, наученный горьким опытом некачественной продукции, стремится снизить свои риски, тратя меньше. Цены падают. В этой ситуации крупные добросовестные производители светодиодной продукции (а они рискуют больше, чем импортеры или более мелкие производители) оказываются перед выбором — либо снижать качество, но обеспечивать продажи, либо держать качество, но вкладываться в обучение и информирование. Сегодня рынок светодиодной продукции дрейфует между этими двумя полюсами.

 

Финансовые рычаги

При всей эффективности, светодиоды по своей первоначальной стоимости значительно превосходят другие источники света, и эти вложения надо где-то взять и как-то вернуть. Поэтому механизм внедрения светодиодного освещения зачастую – это энергосервис, не требующий первоначальных затрат от конечных пользователей (включая муниципальные бюджеты) и перекладывающий их на плечи ответственного инвестора. Он понимает, что, неся затраты сегодня, впредь он будет экономить на платежах за электроэнергию на освещение и вернет инвестиции.

Однако проекты модернизации освещения в местах общего пользования многоквартирных домов или уличного освещения не имеют одного центра ответственности, как например в случае модернизации на промышленном предприятии, здесь заказчику сложнее быть компетентным и отстаивать свои права.

И на слуху видим целый ряд провальных проектов, уголовные дела и репутационный ущерб и светодиодной продукции, и механизму энергосервиса.

В этой ситуации мяч на стороне ЭСКО – нужна воля и обязательства применять качественную продукцию при сохранении экономической целесообразности энергосервисных проектов. Это иная модель – при отборе проектов в приоритет ставить не минимальную цену и максимальную экономию, а качество продукции, и затем уже расчеты экономической составляющей.

Ассоциация продолжает выступать с предложением, и оно было направлено в адрес РАЭСКО как профессионального объединения энергосервисных компаний, о создании реестра типовых решений, типовой продукции как справочника и источника достоверной информации для исполнителей энергосервисных проектов.

И если рынок энергосервисных проектов в освещении можно и нужно спасать, то, например, для рынка капитальных ремонтов важно не допустить подобных негативных последствий. А предпосылки того, что здесь тоже есть риски подобного развития событий, с низким качеством продукции и ценовой конкуренцией, ориентированной на эту низкую по качеству планку – налицо. Система обязательной сертификации и подтверждения соответствия работает крайне неэффективно.

И предотвратить нежелательное развитие событий – ответственность целиком профессионального сообщества и уполномоченных органов власти.

 

Памятка потребителю

С другой стороны, определенные рекомендации можно дать и потребителям. Как не стать жертвой низкокачественной светодиодной продукции?

  1. Задайте вопрос поставщику, может ли он предоставить документ на продукцию, подписанный руководителем компании-изготовителя, подтверждающий заявляемые продавцом потребительские свойства (Технические условия).
  2. Попросите сертификаты на электромагнитную совместимость и электробезопасность.
  3. Проверьте, что вам предлагают то же изделие, на которое выданы сертификаты и Технические условия.
  4. Если это действительно то изделие – необходимо попросить заверенные копии или оригиналы протоколов испытаний на представленный сертификат. В 90% случаев, к сожалению, поставщик затрудняется представить такие протоколы, и это повод, увы, сразу с этим поставщиком расстаться.
  5. Если уровень пройден, и протоколы представлены, пора поинтересоваться, где производятся эти светильники, можно ли посмотреть это производство (вопрос вполне закономерный для таких крупных заказчиков как, например, региональный оператор капитального ремонта). Добросовестный поставщик будет рад отвезти заказчика на производство. А если это не отечественное производство, то дистрибутор представит видеоролики и другие материалы и обязательно – договор о дистрибуции.
  6. Опция – если есть желание или требование покупать отечественное – можно запросить документ, подтверждающий статус российского происхождения продукции (присваивается Минпромторгом России в соответствии с постановлением Правительства РФ №719).

 

Скрытая угроза

Чем грозит установка некачественных светодиодных светильников?

  • Прежде всего, могут возникнуть проблемы с электробезопасностью из-за некачественной изоляции, пробой текстолитовой платы и прочие неприятности.
  • Может появиться шум в радиоэфире, ведь светильник – это электронное устройство.
  • Пульсация освещенности (поскольку самая дорогая и сложная часть светильника – как раз драйвер, источник питания, на нем чаще всего есть соблазн сэкономить).
  • Некачественный светильник может давать искажения в сеть, что критично для некоторых приборов, а возможно и станет вскоре предметом штрафа от сетевых компаний.
  • Вероятна нестабильность световых параметров во времени (так называемая деградация светодиодов, то есть ослабление светового потока и/или изменение цвета свечения).

Кроме рисков здоровью людей и имуществу, низкое качество означает и отсутствие заявленной эффективности, более раннюю необходимость замены, а значит, недостижение экономических целей.

 

Ассоциация как точка опоры

Ассоциация Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС) создана для поддержки российской светодиодной отрасли – предприятий, создающих добавленную стоимость в России и наполняющих бюджет страны. Кроме основных производителей, в Ассоциацию входят инжиниринговые компании и ряд институтов.

По факту, отрасль приходится не поддерживать, а создавать, причем в условиях ограниченного рынка – объем рынка светотехнической продукции сегодня в России составляет около 100 млрд. руб. и не позволяет рассчитывать на масштабные инвестиции в его формирование.

Получается, российские заводы-производители работают под давлением недобросовестной конкуренции, основанной на низком качестве, и при этом вынуждены вести большую кампанию по повышению информированности и компетенций потребителя, которая даст результаты небыстро.

Сейчас широко обсуждается очередной запрет на лампы накаливания (50 Ватт). Важно четко разделять – сегменты бытового и профессионального освещения живут по различным законам, и модели бизнеса и финансирования проектов различны. Пока «запрет на лампочки» никак не влияет на отечественных производителей. Сам по себе он не будет эффективен, нужна сбалансированная стратегия, расчет, как отечественные производства заменят запрещаемый сегмент. Для этого нужны межведомственные компетенции, где каждый выполнит свою часть работы.

 

Больше света

Сегодня специалисты по освещению на стройку приходят последними, когда ресурсы исчерпаны, и светотехника выбирается по остаточному принципу. Между тем, эти решения можно удешевить, если они грамотно будут заложены на этапе проектирования.

А ведь по количеству света мы вольно или невольно судим о качестве жизни, о благополучии и достатке. Привычный подход: «переход на светодиоды позволяет сэкономить средства при той же освещенности». Но посмотрим иначе – за те же деньги можно получить в десять раз больше света. Это стратегия не выживания, а комфорта, благополучия и успеха. Пусть будет светло, сегодня технологии таковы, что мы можем себе это позволить.

Присоединяйтесь к ЕА
в Телеграм

на фейсбук

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 24, 2017 00:34
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram