К модели управления с использованием ресурсных показателей

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 17, 2017 09:54

К модели управления с использованием ресурсных показателей

Минэкономразвития России предложило на рассмотрение двенадцать направлений государственной поддержки развития энергоэффективности. Это уже далеко не первая попытка поддержки развития энергоэффективности с использованием бюджетных средств.

Государственная поддержка нужна, но практика показала, что она быстро прекращается, т.к. деньги то теряются, то не выделяются вовсе. А если что-то и распределили, нет понимания у профессионального сообщества, какой итог от этих вложений.

Может быть, начинать надо со следующего?

  1. Внятная и прозрачная система оценки достигнутых результатов. Она была в первой редакции 261-ФЗ. Далеко не идеальная, но была. Ее ликвидировали с активным участием Минэкономразвития. И сейчас, благодаря позиции МЭР РФ, по сути дела ликвидирована бязательность принципиально важного – это мониторинга энергоэффективности в физических измерителях. Теперь МЭР РФ предлагает «финансовый мониторинг».

Эксперт в Энергоатласе спрашивает, что это такое? Мой вариант ответа. В 28-ФЗ, принятого в 1996 году, были указаны организации, у кого надо контролировать энергоэффективность по их потреблению энергии, по памяти, это более шести тысячи тонн условного топлива (т у. т.) в год. Говорят, когда писали уже 261-ФЗ, министр МЭР РФ Набиуллина настояла указать эту величину в рублях, что-то около 10 млн. А потом триумфально ушла в ЦБ и обрушила этот самый рубль, где-то раза в два. То есть, получается, что финансовый мониторинг, это когда в ТУТе ежедневно по курсу будут определять количество килограмм топлива не 1000, а например, 999 кг.

  1. В РФ в официальной системе по оценке достигнутой энергоэффективности, практически, полностью исчезла какая-либо схема учета в физических измерителях. Например, главный из них, это энергоемкость ВВП, как на федеральном, так и на региональном уровне. Не говоря уже о взаимосвязи таких показателей, как, например, энергия и качество жизни [1-4].
  2. Вот сейчас снова заговорили о росте ВВП на 1,5-2 % и связывают это с чем угодно, но только не с энергоемкостью ВВП. А это продолжение пути вникуда. Во многом это вызвано тем, что в РФ при оценке экономического потенциала не учитываются, да и не приветствуются, преимущества экономии энергии на стадии ее конечного потребления. А экономия единицы энергии у конечных потребителей дает дополнительную экономию по всей энергетической цепочке. Снижаются потери в электрических, тепловых и газовых сетях, расходы на транспорт энергоресурсов, их обогащение, переработку и добычу. Особенно существенные результаты на стадии преобразования при выработке электрической и тепловой энергии и т.д.

Дополнительная экономия может быть больше, чем экономия непосредственно у конечного потребителя. Такой расклад, конечно, мягко говоря, не может устраивать естественных монополистов от энергетики, при существующей схеме ее развития за счет непрерывного роста объемов производства энергоресурсов. Налицо сформировавшийся конфликт интересов между монопольной энергетикой и рыночными потребителями энергоресурсов.

Принципиальность ситуации также и в следующем. При наличии темпов роста ВВП ниже уровня 5-6 % в год в число важнейших параметров, определяющих энергетическую эффективность национальной экономики, следует вводить как обязательные показатели энергопотребления на душу населения, энергоемкости валового внутреннего продукта и т.п. При этом управление соотношением данных показателей и их динамика должны способствовать приросту доходов населения. Вызвано это тем, что в условиях неустойчивого тренда развития мировой экономики неизбежен переход к использованию и контролю более широкого спектра инструментов, как финансовых, так и ресурсных. Необходимость такого подхода подтверждена законом повышающейся энергетической эффективности, когда повышение уровня экономического развития сопровождается снижением энергоемкости ВВП. Именно эти показатели позволяют более объективно отражать состояние различных экономических систем.

Высокоразвитые государства отличает здесь высокий уровень энергопотребления на душу населения и низкая энергоемкость ВВП. А страны с более низкими доходами на душу населения имеют более высокую энергоемкость ВВП. Развивающиеся страны, к которым обычно относят и Россию, должны стараться уменьшить энергоемкость экономики, чтобы обеспечить дополнительный прирост доходов (ВВП). Так, по данным Башмакова И.А. (ЦЭНЭФ), реперные значения указанных ресурсных показателей таковы:

  • ВВП на душу населения должен быть более 20 000 долл. США;
  • энергоемкость ВВП 0,285-0,45 кг у.т./долл.

Эти показатели в России до 2014 г. составляли примерно

  • 17000 долл./душу и
  • 0,6 кг у.т./долл. ВВП.

При таких показателях Россия до развитых стран не дотягивает минимум в 1,5 раза. Это и есть итог синдрома бесконечного упования на бездонность российских энергетических кладовых. Что выражается и в сохранении для ТЭКа определенных преимуществ.

Если вернуться к данным Башмакова И.А., то можно прогнозировать, что снижение энергоемкости ВВП в РФ до среднего мирового уровня позволит создать условия для дополнительного прироста ВВП примерно на 5 тыс. долл. на душу населения, особенно, той многочисленной группы, которая проживает в многоквартирных домах. Этого достаточно, чтобы по данному показателю в самом ближайшем будущем относить Россию уже к развитым странам. При этом имеет значение и «за счет чего снижается энергоемкость ВВП России».

Достигнут значительный прогресс в повышении энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях: в 2010-2012 годах снижение удельного расхода энергии по бюджетным зданиям при расчете по сопоставимым погодным условиям составило 6,5 %. Другими словами, была решена задача ежегодного снижения потребления энергии не менее чем на 3 %.

(из цитируемого материала)

При этом отмечается, что уровень энергоемкости в промышленности, транспорте сохраняется, где по инициативе Минэнерго РФ статус энергоэффективности для юридических лиц является добровольным, что сейчас особенно активно поддерживается Минэкономразвития РФ. Реализация 261-ФЗ «Об энергосбережении» показала, что сокращение технологического разрыва с развитыми странами по уровню энергоэффективности возможно практически только за счет административного ресурса? Этим подтверждается, что дело не столько в «технологическом ресурсе», сколько в отсутствие «организационного ресурса», точнее «модели управления (менеджмента) с использованием не только финансовых, но и ресурсных показателей».

Можно констатировать: сложившаяся ситуация в мировой экономике (что усугубляется политическими турбулентностями вокруг России) напрямую обуславливает необходимость перехода к поиску оптимальных соотношений ресурсных (энергетических) показателей в нашей экономике, в том числе и посредством оптимизации действий многочисленных энергетических регуляторов. Как показывает мировая практика, основным трендом здесь должен быть переход на создание условий по экономии энергетических ресурсов на стадии их конечного использования, отказа от одноразового использования первичного топлива в многочисленных котельных и др.

И тогда точно не потребуется искать в бюджете дополнительные источники на поощрение развития энергоэффективности. Наоборот, энергоэффективность станет источником дополнительных бюджетных сборов.

 

Список литературы

  1. Башмаков И.А. За счет чего снижается энергоемкость ВВП России//Энергосбережение. 2014. № 1. С. 12-17.
  2. Щелоков Я.М., Данилов Н.И., Лисиенко В.Г. Энергетический анализ и управление: территории, производства, технологии. Екатеринбург: УрФУ. 2013. 109 с.
  3. Щелоков Я.М. В семи шагах от энергоэффективной России//Энергосбережение (Энергоэффективность в регионах России), спецвыпуск. 2013. С. 12-17.
  4. Щелоков Я.М. Энергетика России: вопросы энергоэффективности и политики// Энергосбережение. 2017. № 1. С. 28-32.

 

Авторская колонка. Яков Митрофанович Щелоков — колумнист ЕА, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», руководитель секции энергетики Уральского отделения Академии инженерных наук РФ, член Комитета по энергетике СОСПП

 

Яков Митрофанович ссылается вот на эту публикацию:

Минэкономразвития России проводит опрос экспертов по господдержке энергоэффективности

 

По теме советуем также почитать:

Не стреляйте в экономиста…

 

Присоединяйтесь к нам!
в Телеграм

на фейсбук

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 17, 2017 09:54
Добавить комментарий

2 комментария

  1. Евгений Сентябрь 17, 15:26

    редко пишу комментарии, коллеги.. редко. Но тут надо. по моему, давно пора проверять все цифры, которые нам навязали «цэнэфы», всемирныебанки, шашлычно-верблюжий кооператив под названием «международноеэнерегетическоеагантство» и пр…
    Наш экспресс анализ нескольких стран показал, что НИ ОДНОЙ их ЦИФРЕ энергоемкости ВЕРИТЬ НЕЛЬЗЯ,. Там кривые и косые коэффициенты пересчета, множители и скобочки не там.. Друзья мои, давайте сами все пересчитаем заново! .- и я ВАС уверяю, мы увидим новую картину мира

    Reply to this comment
    • Главный редактор Author Сентябрь 17, 16:28

      а новая картина мира изменит необходимость возвращения в мониторинг и планирование натуральных показателей?

Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram