Правовое обоснование применения льготы по налогу на имущество организаций по объектам коммерческой недвижимости

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 14, 2017 23:05

Правовое обоснование применения льготы по налогу на имущество организаций по объектам коммерческой недвижимости

Тема применимости льгот по налогам для объектов недвижимости, обладающих высоким классом энергетической эффективности, остается актуальной. Приводим свежий комментарий эксперта.

 

 

 

 

 

Елена Новоселова, магистр частного права

 

Согласно п/п.3 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. По ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены налоговым законодательством, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. В силу требований ст. 32 НК РФ налоговый орган, получив от налогоплательщика документы, свидетельствующие о возможном праве на налоговую льготу, обязан проверить соответствие этих документов требованиям законодательства, оценить полноту указанных в них сведений и принять решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявленной налоговой льготы.

На основании п. 21 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации (код льготы 2010337( Приказ ФНС РФ от 24.11.2011), или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (код льготы 2010338).

Кроме того, по подпункту 4 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики также вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Данная льгота была введена для строительства организациями энергоэффективных объектов.

Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 261-ФЗ).

Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222 Перечню принципов правил определения класса энергетической эффективности товара для классов энергетической эффективности товаров применяются следующие обозначения: «A», «B», «C», «D», «E», «F», «G». Приказом Минстроя Российской Федерации от 06.06.2016 № 399/пр утверждены Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (к домам наивысших классов энергетической эффективности относятся имеющие класс B, A, A+, A++). Кроме того, энергетическая эффективность жилых и общественных зданий (любого назначения) классифицируется в соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», на основании которого класс энергетической эффективности «А» является очень высоким, а класс «В» — высоким. В настоящее время принята актуализированная редакция указанного документа — «СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003» (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265), в которой вместо понятия «класс энергетической эффективности» введено понятие «класс энергосбережения». Однако, на время переходного периода и с момента вступления в силу СП 50.13330.2012 не отменяло действие СНиП 23-02-2003 (Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ).

В силу п.1 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ здания, строения, сооружения, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее — «Правила установления требований энергетической эффективности»).

Согласно ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ, энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Лицо, проводящее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт, который должен содержать информацию о показателях энергетической эффективности.

Таким образом, в соответствии с п. 5.3 ст. 15 Федерального закона № 261-ФЗ и исходя из содержания Правил установления требований энергетической эффективности, по результатам энергетического обследования зданий (любого назначения) составляется энергетический паспорт. При этом, требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования установлены Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 400. Энергетический паспорт, составленный в соответствии с требованиями Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 № 400 предусматривает возможность указания в паспорте класса энергетической эффективности обследуемого объекта (приложения №№ 13.45 Приказа). В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона об энергосбережении, Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 19, Приложением № 2 к Приказу Минэнерго России от 30.06.2014 № 400, энергетический паспорт, полученный в результате обязательного энергетического обследования, подлежит государственной регистрации в Минэнерго России.

Таким образом, документом, подтверждающим высокий класс энергетической эффективности зданий, строений, сооружений является энергетический паспорт.

Возможность применения указанных налоговых льгот к объектам недвижимости, независимо от их назначения и не ограничиваясь многоквартирными домами, признана Минфином РФ (письма от 03.02.2017 № БС-4-21/1991; от 6 апреля 2017 г. N БС-4-21/6430; от 30 мая 2017 г. N БС-4-21/10228@).

Такая позиция согласуется и с судебной практикой, позволяющей применение п. 21 ст. 381 НК РФ и к объектам недвижимого имущества, в том числе к коммерческим зданиям, в частности:

  • Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2016 по делу № А27-13534/2016: суд посчитал возможной применение льготы к объекту недвижимости – торговому центру, на основании паспорта энергоэффективности по результатам аудита, оставленное в силе судом апелляционной инстанции, в кассации ИФНС отказалась от жалобы, решение в силу вступило; аналогичное решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2017 по делу № А27-23954/2016 за иной период, вступившее в силу;
  • Постановление тринадцатого апелляционного суда от 18.08.16 по делу № А26-11202/2015: суд посчитал возможной применение льготы к объекту недвижимости – многоквартирному дому (а также отдельно к квартирам в нем) на основании определения высокого класса энергетической эффективности в составе проектной документации; постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2016 по тому же делу отменило постановление апелляции только по основанию отсутствия энергетического паспорта; тот же аргумент был указан в Определении Верховного суда от 30.03.17 г. по тому же делу;
  • Арбитражный суд Челябинской области решением от 13.05.16 по делу № А76-19284/2015 признал право налогоплательщика на льготу в отношении объектов капитального строительства (котельной);
  • Решение Арбитражного суда Московской области от 12.04.2017, оставленное в силе Постановлением апелляционного суда от 17.06.2017, по делу № А41-90181/2016: суд посчитал возможной применение льготы по объекту недвижимости – торгово-административному комплексу с апартаментами, на основании энергетических паспортов по результатам аудита, а также по проектной документации.

II. Вместе с тем, в процессе применения данных льгот возникают вопросы, которые необходимо решить путем внесения изменений в действующие/разработки новых нормативно-правовых актов и разъяснений, в частности:

1. Действующая нормативно-правовая база регулирует более подробно порядок определения классов энергетической эффективности только для многоквартирных жилых домов.

В отношении иных объектов недвижимости четкой определенности нет:

  • в Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержится норм о порядке установления класса энергоэффективности иных зданий, строений, сооружений, кроме многоквартирных жилых домов;
  • возможность применения по аналогии закона к иным зданиям, строениям, сооружениям законодательства по установлению класса энергоэффективности по многоквартирным домам;
  • возможность применения для определения классов энергоэффективности СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». В актуализированной редакции данного СНиП, как указано выше, (СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003″, утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 265) содержится понятие уже класса энергосбережения, а не класса энергоэффективности, однако по Письму Минрегиона России от 15.08.11 № 18529-08/ИП-ОГ, на время переходного периода этот документ не отменяет действие СНиП 23-02-2003; кроме того, указанные СНиПы не учитывают электрической части.

2. В соответствии с Письмом ФНС России от 30.05.2017 N БС-4-21/10228, если на дату постановки на бухгалтерский учет вновь вводимого объекта недвижимого имущества энергетический паспорт, подтверждающий высокий класс энергетической эффективности, отсутствовал, льгота по налогу на имущество организаций в отношении указанного объекта недвижимого имущества не применяется.
Принимая во внимание указанную позицию, определение класса энергоэффективности должно производиться до ввода в эксплуатацию по расчетным, проектным данным, а не по фактическим. Такой подход может привести к тому, что данные по проектным мощностям могут быть не подтверждены/не соответствовать данным по фактической эксплуатации объектов. В результате льгота может быть предоставлена по объекту, который фактически не является энергоэффективным, и не предоставлена по действительно эффективному объекту. Такие условия не будут способствовать строительству энергоэффективных зданий.

Кроме того, энергетического паспорта в составе проектной документации по объекту, по сложившейся судебной практике, недостаточно (выше приведено Определении Верховного суда от 30.03.17 по делу № А26-11202/2015, где суд указал, что основанием для отказа налогоплательщику в применении льготы явилось непредоставление подтверждающего право на льготу энергетического паспорта на подлежащий льготированию объект основных средств).

Учитывая изложенное, более целесообразно принимать в виде документов, подтверждающих высокий класс энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, и дающих право претендовать на льготы, одновременно два документа (что необходимо отразить в нормативной документации):

энергетический паспорт, выполненный энергоаудитором, являющимся действующим членом СРО, по проектной документации (по форме Приложения 35 Приказа Минэнерго России от 30.06.2014 N 400 «Об утверждении требований к проведению энергетического обследования и его результатам и правил направления копий энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»);

энергетический паспорт, выполненный энергоаудитором, являющимся действующим членом СРО, по результатам энергетического обследования (т.е. по результатам исследования фактически работающего объекта, с учетом проведения инструментальных обследований) (по Приказу Минэнерго России от 30.06.2014 N 400, с наличием согласования соответствующей СРО). Данное обследование будет проводиться по результатам полного года работы и по всему объекту в целом (не отдельной очереди), т.е. заявляться на льготу организации смогут не ранее, чем через год-два после ввода объекта и при условии, что за это время не было реконструкций объекта (т.е. сохранены исходные данные по проекту).
Представляется, что для использования льготы по подпункту 4 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен подтверждать таким паспортом по результатам обследований наличие необходимых условий на протяжении всего периода применения льготы по ускоренной амортизации (по сроку действия паспорта).

3. В соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона об энергосбережении, Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 19, Приложением № 2 к Приказу Минэнерго № 400 энергетический паспорт, полученный в результате обязательного энергетического обследования, подлежит государственной регистрации в Минэнерго России.
Таким образом, в отношении паспорта по итогам энергообследования для предоставления в налоговые органы, считаем необходимым требовать доказательства соблюдения Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в Минэнерго России, доказательства его рассмотрения и принятия последним, регистрации.

При этом, считаем целесообразным установить дополнительные требования путем внесений дополнений в указанные акты по предоставлению в Минэнерго России копий паспортов, составленных и по результатам необязательных (добровольных) обследований с целью предоставления в налоговые органы для получения льгот, и, таким образом, проверять соблюдение указанного требования (т.е. наличие регистрации копии паспорта в Минэнерго России по любым обследованиям).

4. Кроме того, необходимо конкретизировать, что льгота предоставляется по одному объекту единожды, первому собственнику при новом строительстве (т.е. тот, кто вкладывал инвестиции с намерением построить энергоэффективный объект) (т.к. предоставление льготы по одному и тому же объекту неоднократно (в том числе после реконструкции), второму и последующему собственнику и т.п., противоречит цели законодателя: энергоэффективный объект уже построен первым инвестором, в связи с чем льгота по нему уже предоставлена). Введение данного требования целесообразно провести через изменения в Налоговый Кодекс РФ.

 

ЕА советует прочесть:

Новые экономические возможности в результате высокой энергоэффективности зданий

 

Энергопаспорт и налоговые льготы: Минфин разъясняет

 

 

Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу!

Главный редактор
By Главный редактор Сентябрь 14, 2017 23:05
Добавить комментарий

6 комментариев

  1. Art Сентябрь 27, 16:32

    Согласно п. 25 приказа Минстроя России № 399/пр ногоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов A, A+, A++.
    Согласно указанным в статье СНИП класс B также относится к высокому классу.
    Будет ли налоговая это учитывать принимая решение о предоставлении льготы для прочих объектов недвижимости (не МКД)

    Reply to this comment
    • Главный редактор Author Сентябрь 27, 18:33

      Комментирует Елена Новоселова:

      Добрый день. Спасибо за интересный вопрос. Уже есть положительная для налогоплательщика практика, поддержанная апелляционной инстанцией, о предоставлении льготы по категории В для объекта, не являющегося многоквартирным домом.

  2. Виктор Сентябрь 28, 11:38

    Пункт 4 выше приведенной статьи Елены Новоселовой мне не представляется таким однозначным, поскольку через несколько лет сегодня энергоэффективный объект энергоэффективным уже не будет, да и эксплуатация поневоле снизит его энергоэффективность (износ). В итоге мы увидим, что собственник получил льготу и благополучно «забил» на энергоэффективность. Другой дело, если собственник будет получать льготу соответственно процессу повышения энергоэффективности. Получил класс энергоэффективности «В» — получил льготу, повысил до «А» — вновь получил льготу, через три года подтвердил высокий класс энергоэффективности — вновь получил льготу и т.д. А требования к классу энергоэффективности планово повышать в соответствии с Указом Президента о снижении энергоемкости.
    Только в этом случае собственник будет заинтересован повышать энергоэффективность.

    Reply to this comment
  3. art Сентябрь 28, 18:01

    По этому вопросу есть также письмо Налоговой (письмо от 05.04.2017 № БС-4-21/6341@) в Минэнерго и ответ (от 17 апреля 2017 г. N ИА-4031/04). Налоговая запрашивают позицию Минэнерго относительно правомерности использования при представлении льготы энергетических паспортов, подготовленных по результатам эксплуатации (я этот пункт письма Налоговой так понимаю), а также правомерности использования энергопаспортов, копии которых не зарегистрированы в Минэнерго. Однако Минэнерго на письмо Налоговой по существу не отвечает, но свою позицию изложил Минфин (письмо от 23 июня 2017 г. N БС-4-21/12096): льгота применяется при наличии энергетического паспорта на день постановки объекта на учет.
    Таким образом для применения льготы нужен энергетический паспорт объекта (здания, строения, сооружения) по форме приложения 35 из приказа Минэнерго № 400. Кстати, не уверен, что Налоговая это осознает…
    Что касается необходимости регистрации в Минэнерго паспорта по форме приложения 35, то у меня есть сомнения относительно необходимости его регистрации и вообще, что Минэнерго может его зарегистрировать. Дело в том, что энергетическое обследование, по итогам которого такой паспорт составлен, носит добровольный характер. В отличие от энергетического паспорта потребителя ТЭР, составленного по результатам обязательного энергетического обследования (по формам 1-34). Паспорт по результатам добровольного обследования как известно не регистрируется.

    Reply to this comment
  4. Главный редактор Author Октябрь 2, 17:06

    Отвечает Елена Новоселова:
    Предложение в пункте 4 -вариант выхода из сложившегося правоприменительного сумбура. По действующим же нормам обязательный аудит ( соответственно, получение паспорта с классом) проводится не реже, чем раз а пять лет. Т.е. Подтверждают класс раз в пять лет. Для льготы по налогу на имущество это уже не будет важно (она — как правило-даётся первые три года после ввода), а для льготы по ускоренной амортизации -да. Если по техническим причинам класс падает при эксплуатации, целесообразно установить обязанность проведения аудитов чаще.
    Совершенно верно, пока налоговая просит только паспорт по проектной документации при принятии объекта к учету, т.е. По приложению 35 приказа 400. Поэтому и предлагаем установить Необходимость регистрации паспортов в Минэнерго любых, и по добровольному аудиту, если они будут подаваться в налоговую для льготы. Пока этого нет, налоговая часто отказывает по паспорту без регистрации и налогоплательщик вынужден идти в суд.

    Reply to this comment
  5. Ведущий юрисконсульт Март 19, 17:02

    Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, изложенным письмах от 23.06.2017 № БС-4-21/12096, 26.12.2011 № 03-05-05-01/98, от 24.07.2013 № 03-05-04-01/29150, для применения льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, необходимо наличие следующих условий: объект должен быть введен в эксплуатацию после 01.01.2012 года, должен находиться на балансе организации в составе «основных средств», на объект должна быть документация, подтверждающая его высокий класс энергетической эффективности (энергетический паспорт объекта).
    Минфин России в письме от 02.02.2017 № 03-05-04-01/5599, анализируя Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 18, которым утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, приходит к выводу, что по смыслу нормы пункта 21 статьи 381 НК РФ налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.
    Из вышеуказанного следует, что льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ может применяться при соблюдении 2-х условий: объект движимого и недвижимого имущества должен быть вновь вводимым и на вновь вводимый объект имеется энергетический паспорт.
    Указанная позиция подтверждается письмами Минфина России от 29.05.2017 № 03-05-04-01/32877, от 15.05.2017 № 03-05-05-01/29134, от 22.06.2017 № 03-05-04-01/39279, от 03.02.2017 № БС-4-21/1991от 11.05.2012 № 03-05-05-01/23, от 21.02.2012 № 03-05-05-01/11, от 27.01.2012 № 03-05-05-01/06 о порядке применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций по пункту 21 статьи 381 НК РФ.
    Льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ, введена в период действия Закона № 261-ФЗ, соответственно, с учетом системного подхода законодателя к определению государственной политики в данной отрасли, направлена на стимулирование строительства, возведения, создания современных высокотехнологичных объектов основных средств, в том числе зданий и сооружений, что соответствует декларированным в статье 4 Закона № 261-ФЗ принципам правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: эффективному и рациональному использованию энергетических ресурсов; поддержке и стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности; системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и др.
    Иное толкование взаимосвязанных положений пункта 21 статьи 381 НК РФ и Закона № 261-ФЗ привело бы к нарушению принципов единства правового регулирования, правовой определенности и равенства.
    Данные выводы согласуются с судебной практикой, согласно которой налоговая льгота по пункту 21 статьи 381 НК РФ может быть применена налогоплательщиком в отношении недвижимого имущества, имеющего высокий класс энергетической эффективности при наличии паспорта энергетической эффективности на дату ввода объекта в эксплуатацию.
    Так, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2018 № Ф09-8071/17 по делу № А60-7484/2017, установлено, что «по смыслу нормы п. 21 ст. 381 НК РФ указанная в ней налоговая льгота может применяться в отношении вновь вводимых в эксплуатацию объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий, сооружений) при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.
    Представленные обществом паспорта подтверждают соответствие зданий классу энергетической эффективности за 2015 год, а также за 2013-2014 годы, при этом, энергетические паспорта на спорные объекты, подтверждающие высокий и очень высокий класс энергетической эффективности, имелись и на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету после реконструкции. Новые энергетические паспорта, составленные по заказу общества в 2016 году, лишь подтвердили ранее присвоенный зданию класс энергетической эффективности.»

    Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 30.11.2016 по делу № А27-13534/2016 суд пришел к выводу о том, что «налогоплательщиком документально подтвержден высокий класс энергетической эффективности объекта, следовательно, в данном случае спорный объект (здание) относится ко второй категории льготных объектов пункта 21 статьи 381 НК РФ.»

    В Постановлении Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018 по делу № А60-35042/2017 суд указал, что «правовая позиция о том, что налогоплательщики имеют право на применение льготы, предусмотренной п.21 ст.381 НК РФ, в отношении нежилых зданий, обладающих высоким классом энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта, изложена в Определении Верховного Суда РФ от 6 февраля 2015 год по делу № 307-КГ14-7982, в Постановлении АС Уральского округа от 22 января 2018 года по делу № А60-7484/2017 и в письме Минфина РФ от 2 февраля 2017 года № 03-05-04-01/5599.»

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram