Энергосервис упростят для инициативных ЭСКО

Главный редактор
By Главный редактор Август 23, 2017 20:13

Энергосервис упростят для инициативных ЭСКО

Минэкономразвития России делом подтверждает статус уполномоченного органа, формирующего госполитику энергоэффективности. Ведомством предложена упрощенная процедура энергосервиса для ЭСКО, выступивших с инициативой энергосервисного проекта.

Соответствующий проект федерального закона вынесен на общественное обсуждение. Он предполагает внесение изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и статью 21 Федерального закона “Об энергосбережении…”

Главная цель – снять существующи барьеры для привлечения внебюджетных средств в проекты и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере.

Анализ законодательной и нормативной базы, а также ее правоприменения, показал, что не более 10 регионов активно используют механизм энергосервисного договора для обновления инфраструктуры объектов бюджетных организаций, организаций с участием государства, регулируемых организаций, а также организаций жилищно-коммунального комплекса. В то же время именно энергосервис является основным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций в энергоэффективную модернизацию указанных организаций.

Среди основных причин сложившегося положения – непростые процедуры для обоснования целесообразности проекта, а также сложность запуска процесса, что в первую очередь тормозит его в бюджетных учреждениях.

На практике энергосервисные компании (ЭСКО) обладают этими компетенциями и поэтому часто выступают инициаторами подобных проектов.

В таком случае ЭСКО ведет разъяснительную работу с потенциальным заказчиком, администрируют заключение конкурсных процедур, ведут разработку технических и финансовых решений. Однако при этом их конкуренты получают на этих конкурсах (аукционах) преимущество, не неся подобных первоначальных вложений.

Именно поэтому Минэкономразвития предлагает внедрить урощенную процедуру заключения энергосервисных договоров (контрактов).

В частности, предусматривается возможность заключения энергосервисного контракта с единственным поставщиком – энергосервисной компанией – в случае, если такая компания организовала работу по подготовке проекта энергосервисного контракта.

При этом предлагается размещать в интернет проект контракта, чтобы выявить, есть ли иные компании, готовые предоставить соответствующие услуги на этом объекте.

Все это, с одной стороны, даст реальным потенциальным исполнителям контракта преимущества, а с другой, сохранит конкурентную среду.

Предлагаемое решение потребует разработки проекта постановления Правительства РФ с требованиями к предложению о заключении энергосервисного контракта со стороны инициативной ЭСКО.

Потребуется также урегулировать порядок, как будет предоставляться информация от объекта в сторону ЭСКО для подготовки предложения, как будет осуществляться доступ к потенциальным объектам энергосервиса.

Кроме того, нужно будет принять постановление Правительства РФ, которое установит перечень, формат и требования к информации о потенциальных объектах энергосервиса, которая необходима для подготовки со стороны ЭСКО предложения о заключении контракта.

Потребуется также внести изменения:

  • в Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 “О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)”;
  • Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 № 552 “Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд”;
  • Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367 “О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Проект федерального закона опубликован для общественного обсужудения.

Открыть страницу законопроекта на сайте www.regulation.ru

 

Советуем почитать по теме

Павел Карастелин Какая перезагрузка нужна энергосервису

 

Подписывайтесь на наш канал  в Телеграм

Upd 25 августа

Спецы по энергосервису говорят, что 44-ФЗ прописывает разумную процедуру, где для любых конкурсов прописана последовательность от сбора исходных данных по оборудованию и потреблению, что требует допуска на объект; разработки первичного проекта на внедрение мероприятий для оценки и определения возможности монтажа, реконструкции, модернизации; формирование ТЭО проекта, с учетом всех рисков и предпосылок; до разработки ТЗ и конкурсной документации, а затем уже планы-графики, публикации объявлений о конкурсе, оценка и сопоставление заявок и пр.
В то же время, предлагаемый вариант ставит Заказчика в сложную позицию, когда он должен собрать массу данных для потенциального исполнителя, причем в жесткие отслеживаемые сроки.
Гарантирует ли это качество работы ЭСКО с нормальной разработкой проекта (на примере энергосервиса в наружном освещении – получим ли в результате только замену светильника или нормальный проект с расчетом параметров освещения и замены и правильной расстановки опор с правильным наклоном светильников).

 

Главный редактор
By Главный редактор Август 23, 2017 20:13
Добавить комментарий

2 комментария

  1. Главный редактор Author Август 24, 23:00

    Комментарий от Павла Карастелина, отраслевого эксперта, специалиста в энергосервисе.
    За попытку взбодрить все причастные к вопросу ФОИВы и напомнить им о существующих проблемах – большой респект!
Крупными мазками по существу:
    
1) Законопроект направлен не на «упрощенную процедуру заключения энергосервисного контракта», а на «упрощение начальной процедуры подготовки закупки на энергосервис». Все существующие наиболее проблемные вопросы, связанные непосредственно с размещением закупки (планирования, бюджетирования, ГИС и т.д.) никуда не уходят. Конечно это вопросы не законопроекта, но «упрощенная процедура ЗАКЛЮЧЕНИЯ контракта» именно в них;

    2) С учетом предлагаемой редакции статьи 25 закона 44-ФЗ, действующая процедура определения исполнителя энергосервисного контракта осуществляется тем же конкурентным способом. При этом несколько усложнив уже действующую процедуру;

    3) Предлагаемое дополнение в статью 21 закона 261-ФЗ предполагает обязанность потенциального заказчика «в течение тридцати дней предоставить им (потенциальным исполнителям) имеющуюся информацию об объектах». При этом перечень, формат предоставления и требования к информации устанавливается Правительством Российской Федерации. Вопрос: Как планируется этот процесс, собственно, формализовать? В виде рекомендованных форм опросных листов? Сомневаюсь, что такая фраза может появиться в постановлении правительства. Значит, пропишут не хитрый перечень показателей в натуральном, стоимостном и количественном выражении и закончат фразой «…и другую необходимую информацию…».
    Гипотетически возьмем систему наружного освещения. Предположим, что потенциальный исполнитель вообще не сочтет нужным тратить свое драгоценное на обследование, собственно, с выездом на место (а это, как все знают, не редкость). Следовательно, объем работ у потенциального заказчика возрастет в разы… хорошо если без фотографий каждого столба обойдется. Но на всю инвентаризацию, которой у заказчика могло и не быть вовсе (случай не редкий), ему отведено 30 дней. Может и не успеть, но штрафы за сроки не предусмотрели;
    
4) Снова к 44-ФЗ. Предлагаемая редакция п.3 статьи 21 предполагает включить в Предложение о заключении энергосервисного контракта «обоснование расходов, понесенных потенциальным исполнителем энергосервисного контракта при подготовке предложения о его заключении». С каким умыслом эта фраза могла тут оказаться? Тогда логичней внести изменения в ч.2 ПП-636, в действующей редакции которой говорится: «Отсутствие компенсации участникам закупок затрат, понесенных ими при проведении подготовительных работ для подготовки конкурсного предложения, предложения на аукцион, открытый аукцион в электронной форме или ответа на запрос котировок».

    5) Допускаю, что Минфин свое заключение на законопроект еще не давал. Реакция будет ожидаемая.


    Вывод. Сама идея возможной инициативы потенциального исполнителя начать процедуру подготовки энергосервисной закупки обоснована и ожидаема. Но в данной редакции законопроекта «упрощение процедуры» направлено на возникновение хоть и скрытых, но дополнительных обязанностей у потенциального заказчика, при этом не решается основной вопрос «упрощенки» – оптимизация самих закупочных процедур. Может что и упустил.

    В остальном – респект! Ждем реакции Минфина.

    Reply to this comment
  2. Виктор Сентябрь 28, 17:01

    Правильная и нужная инициатива.
    Энергоаудиторы, сориентированные на энергосервис давно ждут!

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram