Операторы энергоданных – будущее энергетики и ЖКХ?

Главный редактор
By Главный редактор Август 9, 2017 16:32

Операторы энергоданных – будущее энергетики и ЖКХ?

ЕА: Мы продолжаем развивать тему, с одной стороны, перехода к цифровой экономике и изменения технологического уклада в мире, а с другой, как бы их безболезненно и эффективно приземлить на энергетику? Одной из инициатив, которые реализуются в рамках EnergyNet Национальной технологической инициативы, стал проект «Оператор энергоданных».

 

 

 

Мы попросили рассказать о нем «из первых рук»
Алексея СЕВОСТЬЯНОВА, технического директора
Инженерного центра “ЭНТЕЛС”, члена Рабочей группы EnergyNet.

 

 

Кто следит за новостями, знает, что уже какое-то время в Госдуме и в Минэнерго России обсуждаются изменения законодательства, касающиеся внедрения интеллектуального учета. Прежде чем разбираться, в чем его преимущества, и зачем он нужен, надо понять, чем этот интеллектуальный учет (smart metering) отличается от обычного.

На простой аналогии – тем же, чем смартфон отличается от простого телефона. Он обеспечивает прежние функции на новом уровне и предлагает дополнительные привлекательные возможности.

Но, в отличие от телефона, который нужен каждому из нас в повседневной жизни, умный счетчик может быть полезен многим субъектам энергетического рынка – генерирующим и электросетевым организациям, сбытам, управляющим организациям в жилом секторе. Все они в рамках решаемых задач имеют потребности, которые на новом качественном уровне могут удовлетворяться посредством технологий smart metering и smart grid. Кроме собственно обеспечения учета, это контроль надежности и качества ресурса и бесперебойности поставки, технологическое управление сетью, управление в коммунальном хозяйстве, в том числе диспетчеризация, и так далее.

Умный счетчик позволяет получать всю перечисленную информацию. Речь идет о новой услуге, комплексе технологических сервисов на основе интернета вещей в энергетике.

Бонусы

В чем преимущества, за что мы боремся? Это, в первую очередь, снижение потерь и повышение эффективности бизнеса субъектов энергетики, предотвращение аварийных ситуаций и инцидентов, использование данных о состоянии инженерных сетей для корректировок программ капремонта (ожидаемая средняя величина роста эффективности – 15%).

Здесь же устранение конфликтов и разногласий между РСО, сбытовыми организациями, УК и потребителями.

Для потребителей – комфорт и качество проживания, снижение тарифов и прозрачность расчетов за коммунальные услуги, повышение доверия и снижение социальной напряжённости.

При этом и рост инвестиционной привлекательности отрасли и привлечение в нее новых частных инвесторов.

Готовность к переходу

Благодаря технической политике ПАО «РОССЕТИ» в нашей стране хорошо развито производство интеллектуальных приборов учета, и все они обладают одинаковыми потребительскими характеристиками. Переход к таким приборам может произойти эволюционно и дать дополнительный стимул развития и поддержку отечественным производителям.

Но одного счетчика мало – нужна, во-первых, инфраструктура передачи данных, и во-вторых, что очень важно, экономическая среда, которая бы мотивировала субъекты рынка пользоваться этими возможностями.

Оператор энергоданных

Что необходимо сделать, чтобы вся система появилась и заработала?

Создать инвестиционно привлекательный рынок, позволяющий инвестору прийти и оказывать эти услуги с понятными показателями возвратности и доходности вложений. Мы называем такого инвестора оператором энергоданных.

Оператор установит и будет содержать оборудование, неся все необходимые затраты, а другие субъекты рынка, заинтересованные в достоверных и целостных данных, эти услуги будут покупать.

Оператор – независимая от РСО и УК сторона, обеспечивающая и передачу информации в части учета энергоресурсов, и диспетчерские услуги, и аварийный контроль. Это уже возможно и может делаться как на текущих технологиях, так и на основе применения единых технических требований к системам сбора и обработки телеметрических данных и подключения к единой информационной платформе. Оператор работает со всеми сторонами в формате единого окна.

В законодательной базе должен появиться институт операторов энергоданных как новый вид деятельности с возможностью отзыва полномочий («лицензии») в случае некачественного оказания услуг.

Необходимо также определить минимальный набор требований, которым должен соответствовать оператор энергоданных, в части охвата территории, организации коммуникаций, обеспечения защиты информации, возможности передачи полномочий другому оператору в случае отзыва лицензии.

Такой институт операторов сможет проработать требования к обмену данными и создать унифицированные стандарты для всех ресурсов. Обеспечит развитие новых каналов связи, сможет быть инициатором новых, более дешевых приборов учета, которые должны прийти на замену устаревшим.

Также речь пойдет о необходимости гармонизации законодательной базы в части обязательности использования субъектами рынка услуг операторов энергоданных в рамках своей производственной деятельности. Так, например, оператор может и должен предложить управляющим компаниям сервис по энергомониторингу и диспетчеризации многоквартирных домов, и для этого нормативная база уже есть, но чтобы она заработала, необходимо создать потребность в такой услуге в деятельности управляющих компаний.

Кто они, операторы?

Оператором энергоданных может стать любой инвестор, тем не менее, видится, что это, прежде всего, эволюционный этап и новые возможности развития для энергосбытовых компаний с использованием всего спектра технологий, который предлагает цифровизация. Кроме этого, телекоммуникационные компании, оказывающие услуги на базе цифровых технологий, могут развить свой бизнес, получив новые возможности для инвестиций.

Тарифное регулирование

Еще один необходимый шаг – тарифная настройка. В тарифах нужна отдельная строка на эти услуги, величина которой будет утверждаться региональными энергетическими комиссиями. Важная задача – не поднимать тариф, а правильно распределить соответствующие затраты, в тарифах они уже есть, но разбросаны по разным строкам и малопрозрачны, слабо доказуемы. С развитием технологий такая ситуация – каменный век.

Основная задача – сделать услуги обязательными к использованию, так как они являются для субъектов энергорынка частью технологических задач и без их использования невозможно качественное выполнение производственной деятельности на базе цифровых технологий. Необходимо, чтобы такие системы строились для всех участников рынка, и тогда стоимость затрат будет распределена между всеми.

Сопутствующие услуги

Основная услуга оператора – это передача минимальных наборов услуг для субъектов энергетики (достоверные данные об объеме, надежности и качестве потребления ресурсов, для диспетчерского управления, авариного контроля). А также предоставление этой информации субъектам, которым она необходима для производственной деятельности, причем имеется в виду уровень вплоть до индивидуальных приборов учета у собственников помещений в многоквартирных домах.

Однако в одиночку эта услуга невыгодна, необходим набор сопутствующих услуг, чтобы деятельность операторов была более рентабельной, а линейка их предложений более полной.

Так, изменения в федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» сделают возможным операторам реализовывать энергосервисные проекты для ресурсоснабжающих и сетевых организаций. Расчеты показывают, что при базовой задаче возвратности для инвестора в 5-7 лет (в зависимости от состояния оборудования), дополнительные услуги по повышению энергоэффективности и управляемости могут снизить срок возврата до 2-3 лет, что делает такой бизнес более привлекательным.

Кейс Янтарьэнерго

Хорошим примером является проект Цифровой РЭС «Янтарьэнерго», в рамках которого объединены две задачи – организация учета у потребителей и  внедрение smart grid в сетевой компании. Два проекта по отдельности мало привлекательны для инвесторов в связи с долгим сроком окупаемости. Однако, объединив их в один проект и рассчитав эффекты в комплексе (не только снижение потерь, но и диспетчерское управление, предварительная диагностика состояния оборудования, снижение затрат на аварийное восстановление), мы получаем совместный эффект и окупаемость в течение 5 лет, что уже интересно для инвесторов.

А если также добавить возможность прямых продаж (в первую очередь в электроэнергетике, когда потребитель сможет покупать энергию не из общего котла, а у конкретного генератора), технико-экономические показатели еще улучшаются, и можно говорить о среднем сроке окупаемости в 2-3 года. Эти задачи уже сейчас реализуемы с использованием технологии blockchain.

Это не первая инициатива ПАО «Россети», до этого были проекты по учету в Перми, МРСК СК, комплексной диспетчеризации и учете в МОЭСК, на базе филиалов «Западные сети» и «Южные сети». Все проекты удачные, производители и интеграторы не подвели, и технические решения работают. Однако они так и остались пилотами без тиражирования на все регионы. Это связано в первую очередь с необходимостью создания рынка услуг и бизнес-модели, позволяющей частному инвестору с уверенностью входить в такие проекты с понятными сроками возврата инвестиций и долгосрочным участием в таких услугах.

Предлагаемый же набор мер в комплексе сформирует бизнес-модель, выгодную для операторов и делающую всю историю интересной остальным субъектам рынка. Это применимо для любых энергоресурсов, вода, тепло, газ.

Прогресс

Что делается сейчас?

Проект «Оператор энергоданных» предложен на стратегической сессии EnergyNet в Севастополе и одобрен комиссией под руководством первого заместителя Министра энергетики России А.Л. Текслера и руководителя ПАО «Россети» О.М. Бударгина.

Сейчас ведется подготовка к запуску проекта в пилотных регионах, которые высказали заинтересованность в участии. На сегодня это Калужская область (г. Калуга), Новгородская область, г. Севастополь, Республика Татарстан.

После отработки в пилотных регионах и демонстрации эффекта проект будет окончательно сформирован для тиражирования.

Активное участие в подготовке к реализации проекта принимают не только производители приборов учета, в рабочей группе участвуют представители «Таврида Электрик», «Мегафон», «Россети», «Курортэнерго», «Инспектра» (республика Татарстан).


Городская среда должна быть не только комфортной для жителей, но и экономичной, и надежной. Цифровые технологии уже вошли в наш повседневный обиход и должны стать локомотивом развития, в том числе, коммунальной энергетики и ЖКХ. У России есть все возможности стать одним из лидеров этих технологий, которые будут востребованы на международном рынке услуг. Но для этого мы должны пройти определенный путь.

Первый шаг сделан.


ЕА: Фото с круглого стола «Использование систем и технологий индустриального интернета на службе энергетического комплекса» в рамках недели Челябинской области на ЭКСПО-2017 в Астане 26 июля 2017 года

Также советуем почитать

Тянитолкай российской энергетики

 

Полная подборка по теме на ЕА

Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм!

Главный редактор
By Главный редактор Август 9, 2017 16:32
Добавить комментарий

2 комментария

  1. Гриценко Юрий Август 16, 14:19

    с интересом слежу за вашими успехами в столь нелегком деле ! Удачи. г. Хабаровск

    Reply to this comment
  2. Главный редактор Author Август 16, 14:40

    Спасибо, Юрий! За внимание и добрые слова. Тут да, коллеги стараются, и мы не отстаем поднимаем тему.

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram