Яков Щелоков. Проблемы энергосервиса в теплоснабжении

SRO 19
By SRO 19 2 августа, 2017 01:36

Яков Щелоков. Проблемы энергосервиса в теплоснабжении

Базовые период и показатель

Появление Методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергоресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности [1] заставляет вновь обратиться к сопоставлению существующей нормативной базы по энергосервису.

Вызвано это тем, что наконец то, разработана методика «в целях установления порядка определения расчетно-измерительным способом объема потребления заказчиком энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем энергосервисного договора (контракта) мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Прокомментируем это утверждение в части такого непростого энергетического ресурса как тепловая энергия. Начнем с цитаты. Определение на объекте заказчика объема потребления энергетических ресурсов в базовом и отчетном периодах, в отношении которого проводится мероприятие, осуществляется расчетно-измерительным способом, с учетом особенностей, установленных главой V Методики [1]. Для тепловой энергии – на основе значений следующих параметров: количества тепловой энергии и продолжительности периода работы системы отопления при условии, что значение не менее одного из данных параметров должно быть измерено. В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.

Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за базовый период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии. Измерение и сопоставление значений параметров в базовом и отчетном периодах осуществляются в соответствии с законодательством РФ об обеспечении единства измерений и законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Включая, очевидно, и приказ Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 [2] в части сопоставимости. Но следует учесть, что методика [2] разрабатывалась не для энергосервиса, а для «обеспечения государственными и муниципальными организациями снижения в сопоставимых условиях объема потребленных энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на три процента ежегодно от объема фактически потребленного в 2009 году».

В отличие от [1], постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 [3] регламентирует определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий в следующем порядке:

  • при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, — на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период, до реализации исполнителем перечня мероприятий;
  • при отсутствие данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, — с учетом установки исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий.

При неисправности приборов учета, истечении срока их поверки, включая вывод из работы для ремонта или поверки на срок до 15 суток, в качестве базового показателя для расчета тепловой энергии, теплоносителя принимается среднесуточное количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за время штатной работы в отчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха.

Определение объема потребления тепловой энергии в базовом периоде расчетным путем производится в соответствии с главой IV «Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя» [4], и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за базовый период, определенной по данным измерений (наблюдений).

При отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного (отопительного) периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период. В таком случае, в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения.

В случае, если в период срезки температурного графика в тепловой сети при положительных температурах наружного воздуха отсутствует автоматическое регулирование подачи тепла на отопление, а также если срезка температурного графика осуществляется в период низких температур наружного воздуха, величина температуры наружного воздуха принимается равной температуре, указанной в начале срезки графика. При автоматическом регулировании подачи тепла принимается фактическое значение температуры, указанной в начале срезки графика.

Отсюда следует, что единой схемы определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергоресурса в натуральном выражении, как не было, так и нет, и вряд ли ее появление пока возможно. То есть, остается одно, она должна быть прописана в каждом энергосервисном контракте, с учетом технических и других особенностей конкретного объекта.

 

Показатель экономии

Его в контрактах чаще всего определяют как сокращение потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении при сохранении полезного эффекта от их использования, являющееся следствием реализации энергосберегающих мероприятий Исполнителем. Это определяющий показатель, по которому чаще всего возникают споры и судебные тяжбы. Одна из причин этому –  появление этой цифры в контракте без какой-либо сопроводительной информации в виде, например, ссылки на данные энергопаспорта объекта, отчета о результатах целевого энергетического обследования.

Так, на одном из объектов при проведении энергетического обследования после заключения контракта, было выявлено, что теплоснабжающей организацией не представляется потребителю нормативный температурный график для контроля качества теплоснабжения. Был установлен факт перехода от фактического температурного графика теплосети 130-70°С к графику 90-70°С. Снабжение объекта тепловой энергией практически во всем диапазоне температур наружного воздуха ограничено на 25-30% по сравнению с проектными показателями. Занижен также, по сравнению с проектным, температурный график 90-70°С. При таких условиях, начиная со средних температур наружного воздуха отопительного периода, устойчивое обеспечение экономии тепловой энергии оказалось невозможным для объекта.

На другом аналогичном объекте оказалось, что отсутствует соответствие фактических показателей работы теплосети расчетным. Существенно ниже проектных были такие показатели как перепад давления теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах теплосети (в 2-3 раза ниже нормы); занижен расход теплоносителя и др. Все это свидетельствует о том, что соблюдение требований Правил [5] технической эксплуатации тепловых энергоустановок должно быть обязательно не только для потребителей тепловой энергии, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, но и для энергоснабжающих организаций.

 

Температурный график

Как только ни зарегулировали энергосервисные компании [1-4], но, пожалуй, нет ни одного нормативного или методического документа о роли теплоснабжающих организаций в энергосервисном процессе. Постараемся показать это на примере о роли температурного графика.

Согласно ПТЭ [5] температурный график – это инструмент для обеспечения качества работы как теплосети, так и системы теплоснабжения. Определен и диапазон отклонения температурных параметров для систем теплоснабжения: 3% по «прямой воде» (плюс-минус), и не более 5% по «обратной воде». Причем по 190-ФЗ (статья 15), установлено, что «местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности… тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации…». Но в 261-ФЗ, 190-ФЗ роль теплоснабжающей организации в энергосервисе не определена, что приводит к не меньшему количеству конфликтов, чем у непосредственных сторон энергосервисного контракта.

Поэтому, как минимум, в этих ФЗ не хватает цитаты из МДС 41-6.2000, п. 27, «после выхода источника теплоснабжения на расчетный режим теплоснабжающая организация совместно с потребителями должна осуществлять контроль за работой тепловых пунктов. Контроль заключается в определении соответствия фактического расхода сетевой воды требуемому. При отличии фактического расхода сетевой воды от требуемого более чем на 10% должна быть осуществлена корректировка диаметров отверстий сопел элеваторов и дроссельных диафрагм, а также настройка автоматических регуляторов» [6].

Переписывать этот пункт надо еще и потому, что сейчас следует уже говорить не о «корректировке диаметров отверстий сопел элеваторов», а о регулирующих гидроэлеваторах нового поколения [7], не о «дроссельных диафрагмах», а о балансировочных клапанах. Да и «автоматические регуляторы» в ряде случаев перешли с «пропорционального регулирования» на «регулирование позиционное» [7] и др.

Но в бесконечной череде законодательных актов по теплоснабжению [8], пожалуй, быстрее вымываются, чем развиваются, требования основополагающих руководящих документов по системам теплоснабжения [5,6]. Пример. Выше в [5], издание 2003 г., обращалось внимание на роль температурного графика, что зафиксировано в четких диапазонах отклонения температурных параметров для систем теплоснабжения. Сравните, как это изложено в Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации [8], в редакции от 2015 г.: «показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения». Конец цитаты. Выше в разделе «показатель экономии» обращалось внимание на расхождение фактических и проектных показателей качества теплоснабжения не на 3%, а на 20-30% и даже в разы!

 

Заключение

Практически каждый новый нормативный документ в сфере энергосервиса объектов теплоснабжения вводит дополнительные требования, которые противоречат уже существующим требованиям. Поэтому схема определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергоресурса в натуральном выражении должна быть прописана в энергосервисном контракте, с учетом технических и других особенностей конкретного объекта.

Прогнозируемый для контракта показатель экономии энергоресурса должен быть определен по результатам целевого энергетического обследования, с регистрацией в СРО в области энергетического обследования. Это будет способствовать снижению числа конфликтов интересов на эту тему.

Еще один источник конфликта интересов в сфере энергосервиса – это неопределенность роли теплоснабжающей организации в энергосервисном процессе. Эта тема требует нормативного уточнения, с учетом положений МДС 41-6.2000, п. 27 [6], с переходом на современные системы теплоснабжения [7], особенно, с введением новых законодательных актов [8]. Но более надежный вариант, если это все получится прописать в энергосервисном контракте.

 

Литература

  1. Приказ Минэнерго РФ от 04.02.2016 № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергоресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности».
  2. Приказ Минэкономразвития РФ от 24.10.2011 № 591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях».
  3. Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «Об условиях энергосервисного контракта», ред. 01.06.2016.
  4. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034.
  5. Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. СПб.: изд. ДЕАН, 2003. 256 с.
  6. МДС 41-6.2000 Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах РФ, утв. приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203.
  7. Сорокин В.Г., Щелоков Я.М. Современные системы теплоснабжения. Опыт Магнитки//Новости теплоснабжения, 2016. № 5. С. 40-43.
  8. Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2015 № 1530.

 

Авторская колонка. Яков Щелоков, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», член-корреспондент РИА РФ

 

Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу!

SRO 19
By SRO 19 2 августа, 2017 01:36
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram