Платежи и режимы как бич энергосервиса

Главный редактор
By Главный редактор Июль 24, 2017 00:15

Платежи и режимы как бич энергосервиса

Об итогах работы IV Международной конференции «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ», которая состоялась 18 мая 2017 г. на площадке Аналитического центра и была организована журналом «Региональная энергетика и энергосбережение», РАЭСКО и Исполнительным комитетом электроэнергетического совета СНГ.

Комментарий П.С.Карастелина дает оценку роли классических причин, способствующих возникновению проблем взаимного непонимания Сторон в энергосервисном процессе. Но есть еще одна особенность у нашего энергосервиса, о которой редко говорят. Это регулярные нарушения Сторонами порядка финансирования и режимов энергоснабжения. Из всего массива многочисленных отклонений особенно значимыми следует назвать нарушения заказчиками сроков и объемов оплаты коммунальных услуг, а также нарушение энергоснабжающими организациями требований «Правил организации теплоснабжения», постановление Правительства от 08.08.12 № 808.

Пример 1. Электроосвещение не выполняется по тех.условиям, а определяется заниженным объемом финансирования и/или задержкой платежей. Причем какая-либо сопоставимость по объемам и срокам между базовым и отчетным периодами отсутствует, в том числе и в Методике, утвержденной Приказом Минэнерго № 67 от 04.02.2016г.

Приказ Минэнерго № 67 от 04.02.2016г. нужный документ, но недостаточный, так как ограничивает энергосервис рамками расчетно-измерительного способа определения объема потребления ресурса. В мировой практике результатом любой энергоуслуги является верифицируемое, измеримое или оцениваемое сбережение. Во всех многочисленных наших НД, РД и т.д. игнорируется главное: возможность в каждом конкретном случае учета реального положения дел по итогам наблюдения, измерения или эксперимента, как в непосредственном, так и косвенном формате. У нас, если же какие-то расчеты и допускаются, эксперименты исключаются.

Пример 2. Согласно федеральному закону 190-ФЗ «О теплоснабжении», с конца 2012 г. введены «Правила организации теплоснабжения», постановление Правительства от 08.08.12 № 808. Цель: навести порядок в организации теплоснабжения потребителей. Но, как всегда, нет обратной связи, более того, многие потребители до сих пор и не знают об этих Правилах.

Каковы итоги энергоаудитов? Во-первых, температурные графики не передаются потребителям вообще, либо (чаще всего) передаются только температурные графики теплосети. Во-вторых, существенно ниже проектных такие показатели: показатель давления теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах теплосети в 2-3 раза ниже нормы; занижен расход теплоносителя и др. Причины?

Ответ в договорах теплоснабжения, которые составляются организациями теплоснабжения (ТСО). В них есть ссылки на Правила организации теплоснабжения, ПТЭ тепловых энергоустановок, на МДС 41-6.2000 нет. Потребителю указана утечка 0,25%, а о дельте в 3% при выполнении ТСО температурного графика нет подобных ссылок. Ответственность сторон: 8 пунктов, ТСО несет ответственность, и 7 пунктов о потребителе. Показатели качества теплоносителя вообще не прописаны, как бы это следовало.

Заключение.

Для бюджетных организаций «Правила организации теплоснабжения» (постановление от 08.08.12 № 808) должны стать настольной книгой.

При подписании очередных договоров теплоснабжения бюджетным учреждениям следует привлекать энергоаудиторские организации.

Запретить энергоснабжающей организации в одностороннем порядке менять параметры работы теплосети.

В типовой энергосервисный контракт следует включить рекомендацию об учете объемов и режимов финансирования в порядке применения кодов бюджетной классификации (КБК) при оплате коммунальных услуг.

Вводить в энергосервисный контракт требование об обеспечении выполнения Сторонами и энергоснабжающей организацией положений МДС 41-6.2000 «Организационно-методические рекомендации по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах РФ», утв. приказом Госстроя России от 06.09.2000 № 203.

Пункт 27 МДС 41-6.2000, в части «контроля за работой индивидуальных тепловых пунктов», следует привести в соответствие с достигнутым к настоящему времени уровнем используемых отечественных технических решений, как по оборудованию, так и алгоритмам настройки автоматических регуляторов ИТП.

Авторская колонка. Яков Щелоков, председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность», член-корреспондент РИА РФ

 

Присоединяйтесь к нашему Телеграм-каналу!

Главный редактор
By Главный редактор Июль 24, 2017 00:15
Добавить комментарий

3 комментария

  1. Михаил Яворский Август 2, 00:20

    Уважаемый Яков Митрофанович !
    Мне кажется что главная причина всех бед в этом вопросе (да и не только в этом) – новая редакция ПТЭ, из которой исчезло основное назначение энергетики — надежное, бесперебойное, экономичное энергоснабжение ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Может мне не по глазам?
    А кому такая энергетика в стране нужна, кроме энергокоррупционеров? В этом все причины!
    И ещё — введённое энергетиками идиотское понятие корпоративной солидарности! Что уж тут изменишь? Сплошное донкихотство.
    С большим уважением из глубины сибирских руд – Яворский

    Reply to this comment
  2. Карастелин Август 2, 00:25

    Внимательнее посмотрел – рекомендации есть, в частности по второму вопросу..
    По первому – проблема очень существенная для внутреннего освещения. По режимам сплошь и рядом.. Решается индивидуально по объектам.. Но в большинстве случаев ЭСКо, при обнаружении этой проблемы, не идет дальше в проект, либо принимает все как есть, если экономика устраивает… Здесь же решение упирается в вопросы бюджетирования и от самого заказчика не сильно зависит… А тому же ДепФину такой энергосервис, при котором еще и увеличивать расходы на коммуналку приходится, совсем не интересен…

    Reply to this comment
  3. Главный редактор Author Август 11, 18:51

    Нам поступил комментарий, автор – Э.В.Ибрагимов, Энергоэксперт, г. Москва
    Я.М. Щелоков в своей публикации отразил одну существенную и действительно существующую особенность современного российского энергосервиса: нарушение заказчиками сроков и объемов оплаты энергосервисных коммунальных услуг и нарушение энергоснабжающими организациями требований «Правил организации теплоснабжения» в последней редакции.
    Опыт энергоаудита и опыт работы энергосервисных организаций в городе Москве и Московской области подтверждает, что такие нарушения имеют место в процессе взаимоотношений заказчика и подрядчика-энергосервисной организации, энергоснабжающей организации и потребителями тепловой энергии.
    К сожалению, действительно, многие потребители тепловой энергии не знакомы с «Правилами организации теплоснабжения». Пользуясь этим энергоснабжающие организации при обеспечении потребителей тепловой энергией нарушают требования «Правил» в части соблюдения температурного графика и поддержания параметров теплоносителя.
    Поддерживаю выводы и рекомендации, изложенные в Заключении публикации Я.М.Щелокова, их актуальность и обоснованность.

    Reply to this comment
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram