От цифры на счетчике к цифре в ГИС – как обеспечить достоверность

SRO 19
By SRO 19 16 мая, 2017 13:57

От цифры на счетчике к цифре в ГИС – как обеспечить достоверность

За конкретным конъюнктурным поручением, например, наполнения ГИС ЖКХ, стоят более системные потребности. Общий «запрос на правду» в части потребления коммунальных ресурсов раскладывается на ряд задач, в том числе, как обеспечить корректный переход от цифры потребления на приборе учета к цифре, хранящейся в информационной системе.

Ледовский_

 

 

 

Сергей Ледовский, генеральный директор НПО «Карат», председатель Совета СРО НП «Метрология энергосбережения»

 

Комплекс создаваемых государственных информационных систем (ГИС) призван закрыть ряд проблем, в том числе, обеспечить органы власти различных уровней, лиц, принимающих решения (включая инвесторов и бизнес) полномасштабными достоверными данными об объемах потребления различными объектами топливно-энергетических ресурсов. Это, в первую очередь, жилье и здания учреждений бюджетной сферы.

Владение информацией обеспечит управляемость. Она позволяет не только принимать обоснованные точечные решения о модернизационных мероприятиях, включении объектов в государственные и муниципальные программы, адресно привлекать частных инвесторов, но и разрабатывать энергетические балансы различных уровней, что, в свою очередь, является основанием для формирования стратегических направлений и в целом государственной политики повышения энергетической эффективности и модернизации ЖКХ.

Необходимо четко понять, что установка прибора учета и переход на оплату за ресурсы в соответствии с его показаниями – само по себе не энергосберегающее мероприятие. Возможна ситуация, когда потребитель станет платить больше, чем ранее платил по нормативу. Цель установки прибора – получение честной цифры и достижение прозрачности в отношениях всех сторон, вовлеченных в поставку и потребление коммунальных ресурсов.

Исходя из этой логики, положительным результатом мероприятий по установке приборов учета должна являться не сама установка «железа», но полный цикл работ и процедур, ведущих к появлению измеренной цифры потребления на соответствующих государственных информационных ресурсах, что уже затем приведет к соответствующим управленческим решениям.

Сегодня ситуация такова, что в результате проведенных кампаний по оприбориванию, объекты жилья и бюджетной сферы в целом неплохо оснащены приборами учета энергетических ресурсов и воды. Однако, сохраняется ряд проблем, блокирующих результат и фактически ставящих под сомнение эффективность вложенных средств.

Во-первых, далеко не все приборы приняты в эксплуатацию и участвуют в начислении оплаты за потребленные ресурсы. Во-вторых, для тех приборов, чьи показания учитываются, остается острым вопрос их эксплуатации, поверки и в целом профессионального обслуживания, что необходимо для обеспечения достоверности показаний.

И в-третьих, не решены вопросы обработки данных. Движение информации – это процесс, на протяжении которого есть риск потери или искажения данных, что, в свою очередь, ведет к рискам всей идеи оприборивания, грозит обманом в отношениях сторон и потерей вложенных средств.

При установке приборов не было единых требований к ним и к информации, с них снимаемой, в результате сегодня стал актуальным вопрос синхронизации протоколов передачи данных и обеспечения корректности обрабатываемых цифр на каждом из этапов.

Различные счетчики по-разному подходят к вопросу передачи данных. В ряде случаев их технические характеристики достаточны (имеется импульсный выход), где-то требуются дополнительный действия.

Учитывая множество типов приборов и форматов, с которыми они работают, а также программного обеспечения, обрабатывающего их показания на различных уровнях, обеспечение прозрачности и корректности данных представляется задачей, требующей многочисленных точечных взаимных согласований и увязок, множества сертификатов и соглашений.

По пути от экрана прибора до ГИС данные проходят несколько этапов, и на каждом нужно обеспечить центр ответственности, отвечающий за их достоверность.

Метрологические функции остаются на низовом уровне приборов и организаций, их обслуживающих, здесь действуют привычные требования Росстандарта, речь сегодня идет также о создании института операторов коммерческого учета. Следующий уровень (или несколько), о котором идет речь, трансформирует данные информационно-измерительных систем в данные информационных систем, цифру «в цифру».

Мы говорим о том, что нужны технические центры движения информации, контролирующие качество данных на основе решения задачи стандартизации протоколов передачи данных. Причем преобразование форматов данных с различных приборов до формата, принимаемого ГИС, должно происходить максимально близко к самим приборам, то есть на территории, уполномоченными серверами, являющимися региональными элементами ГИС.

Функция таких «агентов ГИС ЖКХ» – скорее техническая – опрашивать свой куст приборов, собирать с них данные, преобразовывать и выгружать на следующий уровень либо в ГИС, отвечая за эти уже электронные, но коммерческие, достоверные для расчетов по ним, цифры.

Очевидно, что для построения подобной надежной цепочки востребованы элементы стандартизации, испытания и проч., однако необходимо исключать избыточную взаимную сертификацию, чем вся система грешит сегодня. Нужна техническая политика, формирующая единые требования или ограниченный набор стандартных способов преобразования данных. И программное обеспечение, используемое участниками отношений, должно поддерживать эти определенные способы.

Так может быть сформирована организационная модель, в которой за метрологией (где обеспечены эксплуатация и обслуживание) следует уровень корректного технического преобразования данных, в результате чего на верхнем уровне уполномоченные органы получают единую информационную систему, оперирующую подтвержденными и верифицированными, корректными цифрами.

***

Цель снижения энергоемкости и модернизации жилищного и коммунального хозяйства городов, использования для этого резервов отечественного бизнеса по-прежнему требует решения задачи обеспечения расчетов за потребляемые ресурсы на основе показаний приборов учета. А для этого необходимо параллельно работать сразу в нескольких направлениях – установка новых приборов учета, ввод в эксплуатацию установленных, их профессиональное обслуживание, снятие и обработка показаний приборов с тем, чтобы эти данные могли использоваться уполномоченными лицами для целей проведения политики модернизации.

Еще про операторов энергоданных

 

Больше оперативных новостей   в Телеграм

Присоединяйтесь к ЕА

на Facebook

SRO 19
By SRO 19 16 мая, 2017 13:57
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

Свежие Новости

Избранное в Telegram