Электромобилизация всей страны?

Главный редактор
By Главный редактор Январь 28, 2017 18:09

Электромобилизация всей страны?

Владимир Софьин, директор департамента технологического развития и инноваций ПАО “Россети”.

ПАО «Россети» несколько лет реализует Всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта (далее – Программа), основной целью которой является создание условий для широкомасштабного внедрения всех видов автономного электротранспорта на территории Российской Федерации. Что это за Программа и чего от нее ждать, рассказывает Владимир СОФЬИН, Директор департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети».

 

Чем так хорош электромобиль, почему все говорят о замене традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на электрические?

Электромобили обладают целым рядом преимуществ. Основные из них – экологичность и экономичность. Если говорить об экологии, электромобили при эксплуатации не характеризуются выбросами парниковых газов и в среднем на 50% меньше производят выбросов вредных веществ в атмосферу (с учетом загрязняющего эффекта, возникающего при выработке моторного топлива на нефтеперерабатывающих заводах) в сравнении с традиционными автомобилями.

Электромобили высоко энергоэффективны: коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания – 25%, а электродвигателя – 90-95%. Электромобиль экономичен для пользователя, его затраты на затраты на один километр пробега составляют 58 копеек, у автомобиля с ДВС – около 2,1 рубля; ниже также затраты на эксплуатацию и обслуживание в связи с более простой конструкцией электромобиля в части двигателя и трансмиссии.

 

Какие задачи ставятся перед подобной Программой?

Прежде всего, это обеспечение необходимой зарядной инфраструктурой широкого круга владельцев электромобилей и подключаемых гибридов, а в целом поддержка внедрения автономного электротранспорта в общественных перевозках и крупных корпоративных парках. Предполагается, что последует и массовое внедрение электромобилей для собственных производственных нужд компаний электросетевого комплекса.

Ряд плюсов последует для электросетевого комплекса и промышленности – реализация Программы стимулирует инновационную деятельность и коммерциализацию НИОКР, помогает созданию конкурентоспособных отечественных образцов зарядного оборудования, способствует организации технологического управления зарядной инфраструктурой и ее интеграции в активно-адаптивную сеть (smart-grid). Это окажет влияние и на сектор аккумуляторных батарей, можно надеяться на развитие новых прикладных исследований и разработок в области технологий хранения электроэнергии на основе аккумуляторных батарей, способов и систем зарядки аккумуляторных батарей электромобилей, технологий электропривода.

 

На какой стадии Программа сегодня?

Ведется работа над базовыми технологическими решениями в форме научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Реализуются пилотные проекты по созданию и использованию зарядной инфраструктуры.

Возрастающее с каждым годом количество электромобилей требует возведения зарядных станций не только в городах, но и вдоль автодорог.

С этой целью признано целесообразным обустраивать комплектные трансформаторные подстанции, создавать на них зарядные станции переменного и постоянного тока.  При этом в системе реализовать ограничение потребляемой зарядной станцией мощности во избежание перегрузки оборудования. Подобный опытно-конструкторский проект был реализован, изготовлены опытные образцы однотрансформаторных КТП киоскового типа в оболочке из сэндвич-панелей и КТП в бетонном исполнении с возможностью встраивания двух зарядных станций в дополнительном отсеке КТП для каждого исполнения КТП. Попутно разработан комплект конструкторской, технологической, эксплуатационной документации на указанное оборудование, проведены заводские и приемо-сдаточные испытания.

Опытные образцы установлены в филиале ПАО «Орелэнерго», в течении 2016 г. они проходят опытную эксплуатацию. В дальнейшем планируется продать права на производство данного вида оборудования. Предполагается, что подобное решение будет применяться на АЗС, вдоль автотрасс, около торговых центров и т.д.

Другой проект – разработка интеллектуальной системы энергоснабжения для экспресс-зарядки электромобилей на основе литий-ионных накопителей электроэнергии на объектах с ограничениями по выделенной мощности и категории энергоснабжения. Одним из типов зарядных станций является станция, позволяющая подзарядить автомобиль за 15-30 минут, которая будет размещаться в первую очередь на привычных автозаправочных комплексах.

Для установки комплекса экспресс-зарядки требуется достаточно высокая электрическая мощность – 55 кВт, и в большинстве случаев ее необходимых резервов нет, требуется увеличение мощности технологического присоединения объекта к электрической сети. Прокладка новых силовых кабелей и другая реконструкция как сетей объекта, так и электрической подстанции выливается в дополнительные затраты для владельцев объекта в размере в среднем 19000 рублей за каждый новый кВт присоединённой мощности (для Московской области) и многомесячную процедуру согласований.

Было найдено решение – использование буферного накопителя электроэнергии, который будет сохранять лишнюю электроэнергию в ночное время и выдавать ее в систему для питания станции экспресс-подзарядки в дневное время. Это позволяет обеспечить работу комплекса экспресс-зарядки в пиковые часы нагрузки без необходимости дополнительного технологического присоединения, а также обеспечить резервное энергоснабжение объекта в случае отключения внешнего энергоснабжения. Налицо экономический эффект, т.н. «ценовой арбитраж», когда электроэнергия запасается по ночному, более низкому тарифу.

Потенциальными объектами для такого типа зарядных станций станут сети АЗС, транспортные терминалы (автовокзалы, аэропорты), сети быстрого питания, расположенные вдоль автомобильных дорог.

Есть ли уже примеры зарядных станций в регионах?

Постепенно зарядная инфраструктура развертывается в ключевых регионах. Сегодня ПАО «Россети» на основе заключенных соглашений развивают зарядную инфраструктуру в Москве, Московской, Ярославской, Орловской областях , Краснодарском крае, на о. Валаам. Это происходит параллельно с внедрением электротранспорта с тем, чтобы впоследствии занять всю территорию России.

В Москве уже установлено более 60 зарядных станций, столько же – в регионах (Санкт-Петербург, Ярославль, Орел, о. Валаам, г. Сочи). Создается инфраструктура в Сколково (уже функционирует пять зарядных станций) и на территории Новой Москвы.

  

С 2015 года ПАО «МОЭСК» эксплуатирует зарядные станции российского производства ФОРА, изготовленные Государственным Рязанским приборным заводом.

Совместно с группой ГАЗ разработан первый в России коммерческий электротранспорт на базе Газель E-Next (электролаборатория).

А с прошлого года пользователи могут найти электрозарядные станции группы компаний «Россети» на Яндекс картах, в поисковой строке нужно вводить «зарядная станция».

Продолжив развитие зарядной инфраструктуры, Россия не просто будет развиваться в соответствии с мировыми тенденциями. Воздух в городах станет чище, улицы тише. По прогнозам мировых экспертов, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5-10% от общего числа автомобилей в мире. В России, по оптимистичным прогнозам, к 2020 году может использоваться около 200 тыс. машин с электродвигателем.

Главный редактор
By Главный редактор Январь 28, 2017 18:09
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram