Павел Карастелин: “Энергосервисные контракты набирают обороты”

Главный редактор
By Главный редактор Январь 20, 2017 17:59

Павел Карастелин: “Энергосервисные контракты набирают обороты”

Чтобы судить о развитии энергосервисных контрактов, нужно располагать информацией – достоверной, детализированной и проверяемой. Был проведен анализ конкурсных процедур на заключение энергосервисных контрактов, размещенных в  государственной системе торгов www.zakupki.gov.ru.

Анализировались непосредственно конкурсные процедуры без учета возможных совместных торгов, в которых могут быть розыграны более одного объекта энергосервиса.

  1. По всем занесенным в систему торгов конкурсным процедурам (КП), направленным на заключение энергосервисного контракта (ЭСК), по состоянию на середину декабря 2016г. было выявлено 1592 КП.

Карастелин табл1

Разобьем контракты по предмету конкурса (8 укрупненных типов):Динамика размещенных КП растет, и в 2016 они составили 55% от всех размещенных за четыре года конкурсов.

  • Сокращение потребления тепловой энергии (ТЭ) – 808 КП (51% от всех размещенных). Именно по данному типу практикуется процедура проведения совместных торгов, когда в одном конкурсе участвуют два и более объекта энергосервиса.
  • Система наружного освещения (СНО) – 315 (20%).
  • Потери в сетях. – 162 (10%).
  • Комбинированный предмет конкурса: сокращение потребления тепловой и электрической энергии (ТЭ+ЭЭ) – 148 КП (9%).
  • Система внутреннего освещения (СВО) – 70 (4%).
  • Модернизация котельных (включая переход с одного вида топлива на другой) – 36 (2%).
  • Водоканалы – 23 (1%).
  • Прочие – 30 (2%).

Карастелин табл2

Более половины всех размещенных конкурсов приходятся на сокращение потребления тепловой энергии, причем в текущем году процент размещенных конкурсных процедур составил 58%. Высок прирост в 2016 году по СНО – почти в два раза по сравнению с 2015 годом. Лидером по этому направлению в текущем году является Московская область (42 КП, 17 из них приходится на Шатурский район).* проценты рассматривается как отношение к общему количеству размещенных конкурсных процедур в соответствующем периоде.  

Отдельного внимания заслуживает ЭСК по сокращению потерь в сетях. Заказчиком по всем КП выступает либо МРСК по округам, либо непосредственно региональная сетевая компания. Контракт предусматривает, в частности, установку приборов учета у потребителей. То есть применяемое техническое решение не имеет целью достижение экономии в технологическом процессе, а подразумевает перераспределение ответственности по оплате потерь с сетевых компаний на потребителя. При этом само название «энергосервисный контракт» предусматривает возможность включения платежей за энергосервис при утверждении тарифа, тогда как другие варианты инвестиций заказчика в организацию учета непосредственно у потребителей такую возможность исключают. Координацию энергосервиса должен вести уполномоченный орган власти (ФОИВ). Без центра компетенции с достаточным административным ресурсом любой благой вид деятельности может оказаться просто «удобным инструментом».

Энергосервисный контракт по внутреннему освещению – самый невостребованный и недооцененный пока предмет ЭСК. С выходом приказа Минэнерго России № 67 данный вид энергосервисного контракта по своей структуре, прозрачности  и относительно упрощенной процедуре реализации выглядит наиболее перспективно. При этом фактически реализованные проекты с применением расчетно-измерительного способа определения объемов потребления можно пересчитать по пальцам: из 70 конкурсных процедур по СВО около 60 реализовано с применением в расчетах установленных приборов учета.

  1. Из 1592 конкурсных процедур победитель определен в 972 КП (61%); торги признаны не состоявшимися в 538 КП (34%); конкурсная процедура (на момент подготовки обзора) не закончена – 82 КП (5%). Треть конкурсных процедур не состоялись. В том числе:
  • не подано ни одной заявки – 339 (63% от всех несостоявшихся);
  • закупка отменена заказчиком (в ходе проведения КП по тем или иным причинам) – 117 (22%);
  • конкурс признан несостоявшимся (заявки всех участников отклонены) – 82 (15%).

Количество повторно размещавшихся процедур незначительно. В причинах столь низкой результативности надо разбираться в каждом конкретном случае, однако напрашивается ряд выводов.

Подготовка конкурсных процедур по ЭСК «под ключ» предполагает наличие у заказчика конкурса специалистов, обладающих целым рядом компетенций. Суть энергосервисного контракта хорошо воспринимается только в объяснениях на пальцах. А потом начинается: постановление 636 и статья 108 закона 44-ФЗ, вопросы с планом-графиком (контракт более трех лет), с подтверждением достигнутого эффекта (измерения и верификация), с сопоставимостью условий, и множество других скрытых препятствий.

Без соответствующих консультантов, сопровождающих подготовку конкурса на всех этапах и разъясняющих отдельные нюансы специалистам заказчика и лицу, принимающему решение о проведении конкурса, конкурс не подготовить. В дальнейшем эти же консультанты в подавляющем большинстве случаев принимают участие в этих же конкурсных процедурах как участники закупки.

Это нормально, ведь энергосервисный контракт является определенным видом инвестиционного контракта. И естественно, помогая заказчику подготовить конкурсную процедуру, потенциальный инвестор включает свои решения в техническое задание, а порядок оценки не стоимостных категорий заявок предлагает под имеющиеся у себя же преимущества.

Вывод для нормативного совершенствования конкурсных процедур по энергосервису очевиден – разрешить энергосервисным компаниям выступать инициатором подготовки энергосервисного контракта (подобная практика предусмотрена при реализации концессионного соглашения). Это, кроме прочего, существенно снизит административные барьеры на начальной стадии подготовки конкурса, т.к. снимет с заказчика груз принятия инициативного решения о запуске проекта.

  1. Основной причиной несостоявшихся конкурсных процедур представляется отсутствие заблаговременной проработки вопроса с потенциальным участником- инвестором либо нарушение изначально определенных технических или экономических условий проекта. В любом случае цифра несостоявшихся конкурсов слишком значительна и требует отдельного анализа.

Карастелин табл3

Как видим, в текущем году процент несостоявшихся конкурсных процедур существенно снизился по сравнению с 2015 годом и составляет 27%.

5. Стоит отдельно обратить внимание на конкурсные процедуры, которые имеют наиболее низкий процент реализации.

Карастелин табл4

Это относится, прежде всего, к предмету ЭСК, где требования заказчика по сокращению потребления энергии распространяются одновременно на два и более вида энергетических ресурсов, в частности на тепловую и электрическую энергию. Такой подход не совсем интересен для энергосервисных компаний прежде всего по причине специализации компаний на конкретном техническом решении. Проработка второго решения требует привлечения внештатных специалистов, дополнительных финансовых затрат. После реализации контракта специалист будет востребован как минимум в каждый отчетный период для соответствующего подтверждения достигнутой экономии. При этом и сама структура контракта будет существенно усложнена. Вряд ли следует усложнять и без того не простой по содержанию контракт и обременять потенциального инвестора дополнительными «хотелками».

  1. Из всех размещенных конкурсных процедур победитель определился в 972 случаях (61% от всех размещенных конкурсных процедур).

Карастелин табл5

 7. Положительная динамика по реализации энергосервисных контрактов складывается лишь за счет работы в данном направлении отдельных регионов, плюс серьезных амбиций и возможностей отдельных энергосервисных компаний, работающих в этих регионах. Среди регионов-лидеров по количеству размещенных и состоявшихся конкурсных процедур можно выделить следующие:

Карастелин табл6

Характерно, что в этом списке не много регионов-доноров. Возможно предположить, что именно в этих регионах задача по привлечению внебюджетного финансирования в энергосервисные проекты действительно определена как приоритетная. Именно организационная работа на местах, компетентность и желание уполномоченной региональной структуры, непосредственный контроль за текущей ситуацией первых лиц региона являются залогом успешной реализации энергосервиса.

Итак, энергосервис набирает популярность и из локальных успешно-безуспешных проектов образовывается новый вид деятельности. Ему необходима координация и поддержка уполномоченного ФОИВ с планом приоритетных задач. Одним из приоритетов должен быть план развития энергосервисной деятельности в регионах.

Главный редактор
By Главный редактор Январь 20, 2017 17:59
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram