Минстрой России – за повышение энергетической эффективности зданий

Главный редактор
By Главный редактор Январь 20, 2017 18:23

Минстрой России – за повышение энергетической эффективности зданий

Чем руководствуется Министерство, разрабатывая соответствующую нормативно-правовую базу, что нового уже появилось, и чего ждать застройщикам, девелоперам, инвесторам и собственникам. Материал подготовлен на основе выступления специалиста Департамента ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Александра ФАДЕЕВА в эфире радио «Медиаметрикс» 18 ноября 2016г.

В целом по сравнению с серединой прошлого века в России требования к энергоэффективности зданий с точки зрения ограждающих конструкций усилились втрое. В 2000 году были внесены изменения в строительные нормы и правила в части тепловой защиты зданий, требования к сопротивлению теплопередаче стен, окон, подвальных, чердачных помещений и т.д. были ужесточены. В 2003 году вышел новый документ – СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», продолживший ту же логику. Закон «О техническом регулировании» внес сумятицу в статус СНиП как документа, однако для застройщиков они остаются руководством к действию.

Основополагающий для отрасли Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» содержит отдельную статью 11, посвященную энергетической эффективности зданий. Минрегион России принял в свое время рад нормативных документов в этом направлении.

Однако стало понятно, что ситуация нуждается в упорядочении, а процессы повышения энергоэффективности зданий в России – в активизации. Осенью 2015 года Первый заместитель Председателя Правительства России И.И.Шувалов дал поручение о разработке соответствующего плана мероприятий. И 1 сентября 2016г. вышло распоряжение Правительства РФ №1853-р, утвердившее “дорожную карту” по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. Минстрой России осуществляет ее мониторинг и контроль.

Дорожная карта направлена на снятие технических, регуляторных, информационных и иных барьеров повышения энергетической эффективности и установление соответствующих показателей энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений.

Целями реализации “дорожной карты” являются:

  • обеспечение рационального использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов капитального строительства за счет установления требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений;
  • снижение платежной нагрузки на население за коммунальные услуги через повышение энергоэффективности в жилищном фонде, в том числе путем проведения капитальных ремонтов и развития энергосервисных услуг;
  • увеличение объема проектирования и строительства зданий, строений и сооружений высокой энергетической эффективности;
  • обеспечение энергетической эффективности при закупках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, строений и сооружений;
  • создание системы стимулирования и привлечение частных инвестиций в целях повышения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, в том числе на условиях энергосервисных договоров (контрактов);
  • совершенствование системы контроля за соблюдением требований и показателей энергетической эффективности зданий, строений и сооружений;
  • развитие технического регулирования и стандартизации, включая развитие инфраструктуры подтверждения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям;
  • развитие методологии, информационного обеспечения, пропаганды и обучения в области повышения энергетической эффективности зданий, строений и сооружений.

С одной стороны, совершенствуются технические нормативы, связанные с энергопотреблением зданий, с другой, происходит корректировка мер стимулирования с различных сторон процессов повышения энергетической эффективности зданий.

Все это происходит в контексте изменения отраслевой ситуации. В частности, после майского заседания у заместителя Председателя Правительства РФ А.В.Дворковича координирующие функции в этой сфере перешли к Минэкономразвития России. Министерство готовит новую концепцию и новую Государственную программу, а работа по энергоэффективности зданий (в частности, мероприятия, запланированные в дорожной карте) станут ее частью.

В мировой практике понятие класса энергоэффективности зданий вошло в практику и активно используется на рынке – это является обязательным требованием, и покупатели недвижимости ориентируются не только на стоимость ее покупки, но могут предположить, насколько дорога она будет в эксплуатации, с точки зрения платежей за коммунальные ресурсы, исходя из указанного класса энергетической эффективности.

Приказ Минстроя России от 06.06.2016г. №399-пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» во-первых, предписывает установление такого класса, и во-вторых, дает для этого инструмент. Установление классов энергетической эффективности обязательно для новых домов, вводящихся в эксплуатацию, и остается добровольным для уже существующих, по решению собственников.

Теперь для домов, которым класс энергоэффективности присвоен, обязательно иметь соответствующую наглядную таблицу в общедоступных местах.

Чтобы паспорт энергоэффективности стал обязательным на рынке и позволил монетизировать выгоду от строительства и продажи домов с более высоким классом, необходимы изменения в целый ряд законов и подзаконных актов: по регистрации недвижимости, в 261-ФЗ, и так далее. Это пока остается в перспективе.

Остается вопрос, насколько эти нововведения востребованы потребителем. Мы привыкли к подобной маркировке для бытовой техники – она позволяет, не вникая в цифры энергопотребления, сориентироваться, какая покупка выгоднее. Минстрой сделал инструмент для энергетической классификации МКД, и теперь за игроками на рынке ввести это в практику. Это простой инструмент для донесения информации до покупателя, маркетинга и продвижения хорошего, качественного жилья на рынке.

Класс энергоэффективности для уже существующих зданий может говорить и о качестве работы управляющей компании, насколько она поддерживает здание и инженерную инфраструктуру.

В условиях повышающейся конкуренции на рынке жилья такие инструменты будут все более востребованы, ведь это позволяет судить и о качестве жизни и здоровья людей.

Есть нормативная база по установлению льгот и экономических стимулов, чтобы способствовать строительству и покупке недвижимости с высоким классом энергетической эффективности. Согласно приказу 399-пр «высокими» классами являются класс А и выше. Речь идет об упрощенных процедурах присоединения к сетям, о льготах по налогу на имущество. Несмотря на недостаточно четкую формулировку в законе, есть судебные решения, установившие, что льгота должна применяться к зданиям (пока только в части многоквартирных домов). Сейчас идет активная работа по классификации и других видов недвижимости, но для этого необходимы будут изменения в законодательство.

При этом необходимо понимать, что жители энергоэффективных домов в любом случае экономят на оплате коммунальных ресурсов, ведь такие дома потребляют удельно меньше.

Обсуждались и другие возможности экономического стимулирования, например, субсидирования ставки ипотеки для МКД с высоким классом, но пока Минфин России ограничивает подобные меры, до 2018 года введен мораторий на подобные изменения. Тем не менее, Минстрой России рассматривает проект стимулирования энергоэффективного капитального ремонта, когда будет возможно либо получить субсидию процентной ставки кредита, привлекаемого для этого, либо частично компенсировать саму стоимость энергоэффективных мероприятий.

Необходимо считать расходы на протяжении жизненного цикла здания, Минстрой России разрабатывает соответствующие подходы. Этап эксплуатации является наиболее затратным с точки зрения потребления энергии, собственнику необходимо, сравнивая варианты, понимать, какова стоимость владения на каждом этапе, а не только стоимость квадратного метра при покупке, каковы расходы в течение 30 лет до капитального ремонта, и сколько затратит бюджет на субсидии.

Необходимо будет подумать о системе требований для общественных зданий, которые строятся за счет бюджетов различных уровней – детских садов, больниц и т.д. Простые инструменты здесь на работают, но какие-то косвенные меры однозначно появятся, в будущем общественные здания также получат собственную систему классификации.

В рамках внесения изменений в постановление от 25.01.2011г. №18, Минстрой России предусматривает инструментальный контроль для подтверждения реального класса энергоэффективности. Это покажет и качество работы проектировщика, и строительства. Предусмотрена ответственность застройщика на протяжении 10 лет за заявленный высокий класс энергоэффективности здания.

В целом сохраняется немало вопросов, Минстрой России работает для их решения и достижения результата – обеспечения повышения энергетической эффективности зданий.

 

Главный редактор
By Главный редактор Январь 20, 2017 18:23
Добавить комментарий

Нет комментариев

Нет Комментариев!

Вы можете быть первым, кто прокомментирует эту статью.

Написать комментарий
Просмотреть комментарии

Добавить комментарий

Ваш E-mail адрес не будет опубликован.
Обязательные к заполнению поля помечены*

*

code

Избранное в Telegram